Союз журналистов СПб и ЛО: Олег Яхотнов о преподавании в Университете

Источник: http://spbsj.ru/interview/talantlivyie-liu...ie-liudi-naidut
30 августа 2018 года

"Талантливые люди найдут себя всегда"

Сегодня часто говорят о низком уровне подготовки журналистов, о том, что молодым ребятам не хватает ни знаний, ни опыта, ни профессиональной руки мастера, способного привести их в профессию. Об уровне подготовки современных студентов и их перспективах в профессии (в первую очередь в радиожурналистике) беседуем с известным журналистом, преподавателем Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ и собственным корреспондентом радиостанции «Вести FM» в СЗФО Олегом Яхонтовым.

- Олег, расскажи, пожалуйста, как ты сам оказался на радио и вообще пришел в журналистику?

- Я родился и жил в Казани. Будучи школьником, интересовался историей и готовился поступать на исторический факультет. В какой-то момент мне на глаза попалось объявление о наборе в Школу молодого журналиста. Я заинтересовался и стал посещать занятия. На факультет журналистики в то время невозможно было поступить без публикаций, а Школа молодого журналиста дала мне возможность писать и публиковаться. Потом я поступил в Казанский университет, а на четвертом курсе переехал в Ленинград, перевелся в ЛГУ и почти сразу устроился работать в газету «Вести». В 1992 году во время одного из пресс-туров я познакомился с корреспондентом Ленинградского радио Алексеем Захарцевым. Он и пригласил меня попробовать свои силы на радио. В итоге руководство сделало мне предложение, от которого я не смог отказаться. Так я попал в «Ленинградскую панораму», где благополучно проработал двенадцать лет. А в начале 2000-х годов, когда я уже был собственным корреспондентом радио ВГТРК по Северо-Западному округу, меня пригласили на кафедру радио и телевидения преподавать практические занятия. Согласился, попробовал, студентам вроде бы понравилось, и мне тоже. И вот я уже преподаю там больше десяти лет.

- Чему студенты успевают научиться за время учебной практики?

- Я веду практические занятия не на радио, а в аудитории. У студентов еще нет опыта и привычки слушать радио профессионально. Как и многие люди, они воспринимают выпуски новостей или репортажи, не вникая в процесс создания радиосюжета. А я учу их анализировать живое журналистское творчество. Это первое. Во-вторых, мы постоянно занимаемся практикой, в университете есть радиотелевизионный комплекс, где они записывают выпуски новостей, репортажи, радиоочерки. Все это не уходит в никуда, а транслируется и выкладывается на сайте СПбГУ. Пусть нас не слушают тысячи людей, но какая-то отдача все равно есть.

- Ты доволен уровнем подготовки и результатами, которые они показывают по окончании учебы?

- В конце семестра студенты сдают контрольный зачет. Это специальные репортажи и радиоочерки. Некоторые из этих работ звучат по «Радио России», какие-то сюжеты я храню и показываю другим студентам в качестве примера. Это говорит о том, что ребятам интересно заниматься радиожурналистикой, они готовятся, много работают. Без желания и интереса в нашей профессии не получится хорошего результата.

- А практиковаться в городских СМИ у студентов сегодня есть возможность?

- Студенческая практика, увы, длится всего месяц. Но многое зависит и от самих ребят. Ведь они могут не только стажироваться во время летней практики, но и внештатно сотрудничать с каким-либо СМИ во время учебы.

- Но в Петербурге почти не осталось информационных радиостанций…

- Да, с этим проблемы. Для общественно-политического радиовещания у нас настали не самые лучшие времена. Есть знаменитое Ленинградское-Петербургское радио на Итальянской улице и «Радио России – Санкт-Петербург» на набережной реки Карповки. Остальные радиостанции – это коммерческий музыкальный формат. Все, что там есть от журналистики – это короткие выпуски новостей.

- Насколько изменился интерес к звуковому жанру у самих студентов, ведь и радио утратило тот престиж, какой оно имело раньше, когда ту же Ленинградскую панораму слушали на первой кнопке тысячи горожан?

- Очень изменился. Я могу судить по тому, как студенты проходят специальный кастинг, выбирая специализацию. Радио выбирают очень немногие, все хотят работать на телевидении, которое сейчас, безусловно, популярнее. Десять лет назад, когда я начинал преподавать, в университете была общая специализация радиотелевизионной журналистики, и я пытался заинтересовать студентов именно радиовещанием, как в свое время заинтересовали меня. А в последние годы радио выделено в отдельное направление, и на него обычно записывается 8-9 человек. Да, раньше работать на радио хотело больше студентов, наверное, потому что было больше радиостанций, в том числе и тех, которые транслировали и музыку, и информацию. Например, «Радио Балтика», где многие радио- и тележурналисты начинали свой творческий путь. Таких радиостанций было несколько. Многие студенты тогда хотели стать ди-джеями. Я им объяснял, что это не совсем журналистика, а скорее актерское мастерство. Но разнообразия все равно было больше.

- А общеобразовательный уровень абитуриентов тебя не пугает?

- Я не очень доволен уровнем подготовки современных абитуриентов. Не хочу говорить обо всех, могу судить только о той части студентов, с которыми работаю. Но это не вина их, а, скорее, беда, и в чем-то вина их родителей, потому что знания дают не только в школе, но и в семье. К сожалению, студенты очень мало читают. Плохо знают классический кинематограф и театр, хотя учатся в таком театральном городе как Петербург. Есть проблемы со знанием истории, со способностью к анализу, а умение анализировать как раз дается в школе.

- Все перечисленные качества, с которыми у нынешних студентов проблемы, – эрудиция, любознательность, умение анализировать – как раз необходимы журналисту. Что же их тогда приводит в журналистику?

- Основная мотивация студентов – состояться в профессии, которую они небезосновательно считают очень интересной. Но большинство из них, видимо, находятся в плену неких стереотипов. Они думают, что журналистика – это постоянные встречи с интересными людьми, посещение новых стран, известность и т. д. На самом деле, все несколько по-другому. И я им об этом говорю, развенчивая многие стереотипы в процессе обучения. Кто-то понимает, что это не его стезя, и уходит, в том числе в другие творческие профессии. С другой стороны, журналистика сегодня – это такая разноплановая сфера, что некоторые студенты начинают искать себя в других популярных направлениях – оформлении сайта, фотографии, пиаре, занимаются СММ-журналистикой – продвижением информации через социальные сети. Кто-то ведет свои видеоблоги. Студенты всегда могут найти то, что им более интересно.

- После такого «естественного» отбора тебе будет кому, условно говоря, передать эстафету? Или сегодняшний радиоэфир просто не вместил бы много желающих?

- Во-первых, наш мир не ограничивается Петербургом, и многие студенты, приехавшие из других городов, собираются вернуться к себе на родину, и там они будут востребованы. Во-вторых, радиожурналистов не должно быть много, их должно быть столько, сколько необходимо в сегодняшней ситуации. На рынке востребованы действительно единицы, а талантливые люди, я думаю, найдут себя всегда. По крайней мере, мне хотелось бы в это верить.

Фото: из личных архивов Олега Яхонтова

Союз журналистов СПб и ЛО: Олег Яхотнов о преподавании в Университете

Союз журналистов СПб и ЛО: Олег Яхотнов о преподавании в Университете

Союз журналистов СПб и ЛО: Олег Яхотнов о преподавании в Университете
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация