ИА «Хабаровский край сегодня»: Профессор СПбГУ Гавра на Дальневосточном медиафоруме

ИА «Хабаровский край сегодня»: Профессор СПбГУ Гавра на Дальневосточном медиафоруме

Источник

Сегодня, 27 февраля, на втором дне проходящего в Хабаровске Дальневосточного медиафорума доктор социологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Гавра прочитал лекцию о грядущей цифровой революции и о том, как она отразится на обществе. Как и кому пользователи соцсетей платят, что такое коммуникативный капитализм, и почему большинству уготована роль «цифрового пролетариата», учёный объяснил в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня».

Скоро не будет ничего?

- Дмитрий Петрович, как мне показалось, в вашей лекции вы обозначали весьма безрадостный сценарий развития цифрового общества на ближайшую перспективу. Неужели всё так пессимистично?

- На самом деле вопрос не в пессимизме, а в том, что есть некоторые тенденции, о которых мы сейчас даже не задумываемся. Россия – это пространство собственных смыслов, понимаете? Это означает, что мы должны осознавать, что цифра – это хорошо, цифра - это наше будущее, но качественное аналоговое мышление не менее важно. Ведь смыслы существуют именно там. Во-вторых, нужно понимать возможности использования современных технологий деструктивными силами.

Вспомните, замечательную кинокартину «Москва слезам не верит». Там есть сцена, где один из героев провозглашает: «Скоро ничего не будет – одно сплошное телевидение». Сегодня, особенно у представителей молодого поколения, укоренилась мысль, что социальные сети заменят собой все другие каналы коммуникации.

Революция неизбежна

В самом деле, мир находится на пороге принципиальной смены того, что называется технологическим укладом – третьей промышленной революции, по терминологии известного российского учёного Петра Щедровицкого.

Она заключается в тотальном переходе на цифру, уходе от ресурсоёмких производств, принципиально новых логистике и системе управления: умные дома, умные дороги, умные машины. Это в конце концов приведёт к катастрофической структуре занятости.

- Эта революция неизбежна?

- Неизбежна. Уклады уже меняются. Я уверен, что на жизненном цикле того поколения, которое было на моей лекции в зале, мы увидим принципиальные изменения структуры общества. Мы сейчас находимся на высоком подъёме становления новой цифровой экономики. Однако, на самом деле, это – не навсегда. Фаза подъёма цифровизации неизбежно приведёт к общественному недовольству, социальной напряжённости, конфликтам и всему тому, что неизбежно находится в пределах жизненного цикла любой инновации.

Не кажется ли вам, что ваше сидение в социальных сетях, ваши лайки, ваши репосты, ваше потраченное на это время – это тут ресурс, который привлекает внимание крупных корпораций? Мы уже имеем дело с тем явлениям, который называется коммуникативный капитализм. Этот термин наиболее полно раскрывает то, что на самом деле происходит с монетизацией нашего внимания в интернете. Дело в том, что новые средства коммуникации порождают новые экономические отношения. За удовлетворение наших потребностей в развлечении, общении, решении каких-либо проблем мы платим своим временем, своим вниманием. Кому мы платим? Владельцы брендов, коммуникативных платформ, по сути, забирают наше время и наше внимание.

Новый пролетариат будет цифровым

Цифровое неравенство в конце концов порождает новые формы социального разделения. Возникают «аналоговая элита» и «цифровой пролетариат». Элита начнёт постепенно уходить от первичной формы потребления информации в широкодоступных социальных сетях. Почему? Потому что элита не хочет являться объектом цифровой эксплуатации. «Цифровой пролетариат», который мы рано или поздно получим, останется в сфере массового коммуникационного потребления.

- Есть ли какие-то рекомендации рядовым пользователям соцсетей? Можно ли избежать участи стать тем самым «цифровым пролетариатом»?

- Нужно понимать, что каждому необходимо сохранить время для восстановления собственной автономии, надо прятаться от перегруженности вниманием со стороны брендов и идей.

Не знаю, сообщу ли я хорошую новость или плохую, но технологическая сфера, коммуникации, скорость жизни меняются гораздо быстрее, чем меняется человек. Мы, особенно население «страны», которая называется Сеть, живём в атмосфере постоянного коммуникационного давления. Мы практически перестали бывать наедине с самими собой. Зачастую через интернет кто-то внешний работает с нашими психологическими ресурсами.

XXI век превратился в век стрессов, неврозов. Общество перегружено. Как ответ - эскапизм и агрессия. Эскапизм – это неосознанная попытка защитить свою жизненную автономию. Возможны мягкие и жёсткие варианты реагирования. Кто-то уходит в мессенджеры, кто-то уходит из сети вообще. Но возможен и выход на улицы, что делают меньшинства, когда не хотят интегрироваться. Информационная перегрузка заставляет некоторых людей выйти из поля коммуникации и перейти в поле прямого, если угодно, силового давления.

Не каждому под силу войти в состав новой «аналоговой элиты». Это зависит от соотношения быстрой и медленной жизни, быстрого и медленного потребления информации. Есть такое понятие базового аналогового мышления. Это способность к аналитике, к обобщению информации. По сути дела, книги, театр, газеты и другие оффлайн-средства получения информации и эмоций сегодня являются уникальным, штучным, дорогим и принципиально не цифровым товаром.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль