Факультет журналистики: сфера творческая и духовная

Факультет журналистики: сфера творческая и духовная

Факультет журналистики:
сфера творческая и духовная

Борис Мисонжников, профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой периодической печати факультета журналистики СПбГУ

Опубликовано в газете "24 часа" №46 2011 года

В последние годы факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета часто объявлял себя «территорией успеха», причем успех подразумевался, прежде всего, карьерный. В качестве нашей «витрины» и мощного аргумента, доказывающего эффективность полученного образования, выступали «успешные» выпускники, сделавшие карьеру, порой головокружительную, – политические деятели, топменеджеры, медиамагнаты, телеведущие и «модные» журналисты, представители в основном «глянцевого» направления профессии. Среди выпускников факультета есть даже два чемпиона мира – по шахматам и боксу. Люди, имеющие журналистское образование, своим трудом добились впечатляющих результатов. И, как видим, не только в журналистике. Это достойно уважения! Однако блеск не лишенных честолюбия любимцев фортуны, мне кажется, мешает порой увидеть другую сторону факультета журналистики – не столь эффектную и броскую, но по-настоящему ценную. Речь идет о сфере творческой и духовной, о месте выпускников факультета в публицистике, прозе, поэзии.

Уже несколько десятилетий факультет, а поначалу это было отделение журналистики на филфаке университета, притягивает творческих людей. Разумеется, на факультете готовят не мастеров художественной литературы, а журналистов, и разница между произведением журналистским и литературным весьма значительна. Но подпочва творчества едина, это – слово. Оно должно быть ярким, точно воспроизводить событие. Не случайно многие выпускники факультета совмещали профессиональное занятие журналистикой с литературным творчеством.

Выпускник отделения журналистики Глеб Горышин в1954 году уехал в Барнаул и стал сотрудником газеты «Молодежь Алтая». В 1962 году – корреспондентом «Правды» на Сахалине. Публиковал очерки, рассказы, работал в жанре повести-репортажа, его тексты динамичны, отличаются внутренней энергией, документализмом. Основы этой стилистики, конечно же, закладывались в годы учебы в университете. Он с удивлением открывал красоту мира, и Лев Аннинский, известный критик, видел в Горышине писателя «насквозь наивно честного», «чуткого, тонкого» и «стилистически нежного». Эта честность вела его по жизни: в1967 году Горышин пишет письмо в президиум IV съезда советских писателей в защиту Солженицына. Высказывания Горышина, в частности о том, что «правда солженицынской прозы может показаться излишне страшной разве что мещанину», в то время были отнюдь не безопасны. Это – поступок, как и поступок все его творчество. Даже чистая случайность – публикация в 1982 году рассказа Виктора Голявкина «Юбилейная речь», в котором усмотрели пародию на Брежнева, кажется неким знаком Провидения: Горышин лишился поста главного редактора журнала «Аврора», в котором рассказ увидел свет. Судьба всегда делает свой выбор.

Чуть младше Горышина был другой выдающийся выпускник отделения журналистики – Рид Грачев (Вите). Бывший детдомовец, он окончил университет в 1958 году и работал корреспондентом комсомольской газеты в Риге, вернулся в город на Неве. Несомненно, это – один из лучших петербургских прозаиков и, к слову сказать, самобытный поэт, произведения которого исключительно высоко оценили Иосиф Бродский, Яков Гордин и Вера Панова. Иосиф Бродский написал Грачёву «Охранную грамоту», в которой, в частности, утверждал: «Рид Вите — лучший литератор российский нашего времени — и временем этим и людьми нашего времени вконец измучен. Всяк, кто поднимет на обладателя Грамоты этой руку, да будет предан казни и поруганию в этой жизни и проклят в будущей, а добрый — да будет благословен. С чувством горечи и надежды и безо всякой улыбки писал это в Лето Господне 1967-е раб Божий Иосиф Бродский, поэт».

Благодаря журналистскому университетскому образованию Рид Грачев смог выступать как эссеист, переводчик с французского прозы А. Камю, переводчик и комментатор произведений А. де Сент-Экзюпери. Человек трагической судьбы, Рид Грачев еще не познан и по достоинству не оценен. Впрочем, как и Горышин, внешне, казалось бы, вполне преуспевающий советский литератор. Проза Рида Грачева, по словам петербургского критика Бориса Иванова, «приводила многих в недоумение оголенностью, краткостью, аскетизмом письма. Это рассказы-притчи, написанные как очерковые зарисовки». В этом тоже проявляется журналистская школа.

Отделение и факультет журналистики окончили многие замечательные поэты. В 1949 году среди журналистов первого выпуска была Надежда Полякова, участница Великой Отечественной войны, автор многих поэтических сборников, отмеченных тонким лиризмом и философским пониманием жизни. В 50-е годы диплом журналиста получили Майя Борисова, Юрий Воронов, Лев Маляков, Вольт Суслов, Владимир Торопыгин, Илья Фоняков. Люди одаренные, большие труженики на ниве словесности. Недавно я перечитал стихи Майи Борисовой: они удивительно гармоничны и искренни. С Вольтом Сусловым, участником Великой Отечественной войны, известным поэтом-песенником и журналистом, мне посчастливилось неоднократно встречаться. Именно Вольт Николаевич приветливо встретил меня, когда я впервые переступил порог редакции «Ленинских искр» в 1963 году. Там я занимался в литературном объединении, руководил которым поэт и публицист Валентин Верховский, кстати сказать, тоже выпускник нашего факультета журналистики. А вот на стихотворный сборник «Улица Росси» Юрия Воронова в 1979 году я даже написал рецензию, которую опубликовал в «Вечернем Ленинграде». Юрий Петрович всегда совмещал занятие поэтическим творчеством с журналистикой. Он был главным редактором «Комсомольской правды», причем в то время, когда эта газета являлась едва ли не лучшей в стране, работал в «Правде». В перестроечные годы возглавлял «Литературную газету». А Илья Фоняков, известный поэт и публицист, и сегодня нередко посещает свою alma mater.

Как публицист начинал свой творческий путь выпускник отделения журналистики Игорь Масленников, кинорежиссер, создатель легендарной серии о Шерлоке Холмсе. В кино проявил себя и Арнольд Витоль, который был среди первых выпускников отделения журналистики, автор киносценариев, по которым были сняты любимые зрителями картины: «Нахалёнок», «Донская повесть», «Любовь Яровая», «Тени исчезают в полдень», «Блокада».

Факультет журналистики окончили Олег Сердобольский, Евгений Веселов, Владимир Кудрявцев, Владимир Блинов (Бороздин), Татьяна Дятлова (Ларина), Татьяна Демакова, которые, работая в средствах массовой информации, серьезно занимаются и литературным творчеством. Сердобольский издал поэтические сборники «Падающее яблоко» и «Меж бездной земной и небесной», автор либретто детской оперы «Сказки для Репки», кантаты «Игры на радуге». Веселов – автор поэтического сборника «Венецианское окно». Именно ему, когда он был еще суворовцем, но уже мечтал о литературе, прислал письмо сам Илья Эренбург! Кудрявцев живет в Вологде, он редактирует журнал «Вологодская афиша», автор восьми поэтических книг и сборника лирических рассказов «Град Китеж». Блинов (Бороздин) – известный в Мурманске журналист, публицист и поэт. Татьяна Дятлова (Ларина) – в прошлом собкор «Комсомольской правды», живет в Москве и работает в издательстве. Она автор поразительно проникновенной книги «Звезда по имени Вовка». Татьяна Демакова – автор многих опубликованных романов, живет в Америке, где занимается сетевой журналистикой.

Несколько талантливых поэтов и прозаиков, которые получили образование на факультете журналистики и затем увлеченно работали в средствах массовой информации, к сожалению, слишком рано ушли из жизни. В их числе выпускница 1969 года Ольга Бешенковская, одна из лучших петербургских поэтесс последнего времени. Она окончила университет экстерном, всего за три года. В 1976 году получил диплом журналиста ставропольский прозаик, публицист и переводчик Евгений Панаско. Человек увлеченный, он проявил себя и как издатель, редактор, преподаватель. Умер Евгений в 2003 году. Одна из последних невосполнимых утрат – кончина Константина Крикунова, выпускника 1985 года. Это был удивительно светлый и талантливый публицист, прозаик и поэт.

Нельзя не упомянуть и тех, кто учился на факультете журналистики, но по каким-либо причинам его не закончил. У этих людей все равно часть жизни связана с университетом. Некоторое время, уже после службы в армии, на факультете журналистики учился писатель Сергей Довлатов. В 60-е годы на вечернем отделении учился также и Валентин Голубев, поэт, лауреат престижной премии имени Александра Прокофьева «Ладога». Один курс факультета журналистики в нашем городе окончил Сергей Лукницкий, сын знаменитого писателя Павла Лукницкого. В связи с болезнью отца Сергей вынужден был вернуться в Москву, хотя для учебы выбрал именно ленинградский университет. Кроме журналистского, он получил юридическое образование, стал доктором социологических наук, опубликовал несколько книг художественной прозы и довел до логического завершения дело жизни своего отца – добился реабилитации Николая Гумилева. О сфабрикованном «деле Гумилева» Сергей написал книгу «Есть много способов убить поэта».

Начиная собирать материал для этой публикации, я, конечно, предполагал, что с факультетом журналистики СПбГУ связано много судеб людей, которые честно и достойно служили и служат русской литературе. Но я не предполагал, что их окажется так много! Не всех удалось вспомнить, и это, возможно, лишь первый шаг в изучении такого уникального феномена, как творческая составляющая университета и, в частности, факультета журналистики. Мощная энергетика творчества и духовности пронизывает пространство старейшего вуза.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль