Заседание Учебно-методического совета по журналистике УМО классических университетов России. 22 апреля 2015 года

Журналистов разделят на десять категорий

Главной темой обсуждения стали профессиональные стандарты в медиаотрасли, утвержденные Минтрудом и зарегистрированные Минюстом России в 2014 году. По поводу этих стандартов высказывались самые разные мнения. Так, в феврале этого года заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин заявил, что ведомство отклоняет документ, а «издатели и главные редакторы сами разберутся, кто им нужен». Однако медиапрофессионалы считают, что принятые нормы служат ориентиром для будущего журналиста. Несоответствие новых требований к специалистам в сфере медиа и образовательных стандартов, по которым сейчас обучаются студенты факультетов журналистики, вызывает беспокойство. По словам исполнительного директора Ассоциации классических университетов России Евгении Караваевой, в настоящее время разрабатываются образовательные стандарты четвертого поколения, максимально приближенные к профессиональным нормам, которые, согласно рекомендациям Министерства образования и науки России, необходимо учитывать в обучении будущих специалистов.

Теоретики и практики соглашаются, что профессиональные стандарты далеко не совершенны. Журналисты считают, что в этом деле важно соблюдать баланс между свободой творчества и жесткими рамками. В нормах прописаны десять специальностей, которые, по мнению медиапрофессионалов, не охватывают все журналистские специализации: корреспондент СМИ, редактор, специалист по производству печатных СМИ, специалист по производству продукции сетевых изданий и информационных агентств, фотограф, оператор, ведущий телевизионной программы, режиссер, специалист по производству продукции телерадиовещательных СМИ, специалист по продвижению и распространению продукции СМИ и т.д. По словам заведующей кафедрой медиадизайна и информационных технологий СПбГУ Светланы Бодруновой, новые профессиональные стандарты закрепляют ситуацию либо сегодняшнего дня, либо десятилетней давности, в то время как образование должно предугадывать будущие тренды в журналистике. Кроме этого, ни профессиональные, ни образовательные нормы до сих пор не имеют жестких критериев качества в медиаотрасли: нет четкого понимания, какой эфир и публикацию считать стопроцентно успешными или неудачными.

Диплом открывает все двери

Одним из главных критериев журналистской компетентности станет высшее профильное образование и профессиональный опыт. Например, редактором СМИ теперь сможет стать человек, получивший степень бакалавра на факультете журналистики и проработавший корреспондентом не менее шести месяцев. Доцент кафедры периодической печати СПбГУ Камилла Нигматуллина поясняет, что, несмотря на это, большинство работодателей в Санкт-Петербурге готовы принимать работников и без профильного образования. Для редакторов важнее, чтобы журналисты «сидели на своей поляне», то есть ориентировались в какой-либо узкой области, владели языками и современными технологиями. Кроме этого, руководителям СМИ хотелось бы видеть больше гуманитарных дисциплин на факультетах журналистики. «Высшая школа заполняет пробелы средней школы. Получается, что мы несем ответственность не за свою ступень образования, даем ребятам те гуманитарные знания, которые они не получили за 11 лет», – говорит Камилла Нигматуллина.

Оксана Чернышова, главный редактор ИА ТАСС в Санкт-Петербурге и преподаватель кафедры периодической печати СПбГУ, считает, что пока принятые стандарты мало влияют на журналистов-практиков. Сотрудничество университетов, работающих журналистов и законодателей становится все актуальнее. Уже созданы координационные советы, объединившие преподавателей и работодателей для разработки новой образовательной политики в информационной сфере. Декан факультета журналистики Московского государственного университета Елена Вартанова объясняет, почему факультетам журналистики необходимо больше взаимодействовать с работодателями: «Технологии меняются, но суть журналистской профессии остается той же. Не важно, как вы будете фильтровать и анализировать информацию: на планшете или с помощью ручки и бумаги. У журналиста есть базовые функции, о которых нам постоянно говорят работодатели. Слова «стандарты», «компетенции», «ЗУНы» (знания, умения, навыки) их не интересуют. Они просто знают, чего хотят от будущих сотрудников. Поэтому давайте «не грузить» работодателей терминологией, которая им сегодня не нужна. Главное, что мы готовим людей, способных найти работу и прокормить себя. В этом плане мы социально ответственны. Поэтому нужно стремиться, чтобы работодатели приходили в аудитории к студентам и фактически готовили кадры для себя. Хорошо бы развивать новые формы работы, например, мастер-классы в редакциях».

Всего страниц 9

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль