Семинар «Потребности медиарынка и профессиональная подготовка журналистов». 25 сентября 2012 года

На повестку дня были вынесены проблемы подготовки Санкт-Петербургским университетом профессионалов медийной сферы. Тон разговора задал ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев, который достаточно остро осветил проблемы подготовки специалистов медийных профессий: «Последние годы образование в СПбГУ и других вузах страны было и есть замкнуто само на себя. Преподаватели определяют, чему нужно учить, какие навыки нужно прививать студентам. Однако нужно учитывать потребности рынка. А сформулировать профессиональные компетенции будущих выпускников отрасли могут только представители этой самой отрасли. Задавая стандарты программы подготовки, Вы, уважаемые гости, будете уверены в получаемом на выходе продукте. И тогда наше сотрудничество будет взаимовыгодным и результативным». Таким образом, из уст ректора прозвучало предложение создания экспертного совета на базе СПбГУ, в функциональной нагрузке которого была бы формулировка требований к выпускникам и образовательным программам, а также помощь при тестировании знаний и навыков, полученных учащимися на выходе из Университета.

В ходе разговора члены Санкт-Петербургской лиги журналистов обозначили потребности российского медиарынка и отметили, что выпускники, которые проработали у них уже 3–-4 года, только сейчас начинают адаптироваться к требованиям профессии. И это также является следствием замкнутости вуза и его оторванности от профессионального сообщества. В ходе дискуссии были подняты проблемы профильной сферы, в частности – снижения качества общегуманитарной подготовки будущих специалистов. «Студенты, которые приходят к нам на практику, очень мало читают, совершенно не разбираются в истории, – говорит директор Агентства журналистских расследований Андрей Константинов. – И это не вопрос образовательной программы университета, скорее это вопрос современных условий жизни студента, которому приходится совмещать работу с учёбой и личной жизнью, где, естественно, не находится времени для чтения серьёзной литературы, изучения иностранных языков. В итоге мы получаем «кастрированного» в гуманитарном смысле специалиста, который не способен работать в серьёзной аналитической журналистике, в журналистике международной».

В том же ключе рассматривалась злободневная социальная проблема общей деградации семейного и школьного воспитания. Так, по словам руководителя Петербургского регионального центра ИТАР-ТАСС Бориса Петрова, качество конфигурации знаний не всегда является главной проблемой выпускников при приёме на работу. Главная проблема – это вопросы воспитания, морали и культуры в широком смысле. «Мы часто сталкиваемся с инфантильным мировоззрением. Человек должен знать не только некий набор профессиональных инструментов, но и понимать ситуацию в своей стране и за её пределами, понимать людей, знать медиарынок. И в этом молодёжь должен ориентировать не столько вуз, сколько семья и школа».

В развитии темы был затронут вопрос личностных характеристик молодых журналистов, а именно – практически полное отсутствие у них мотивации и профессиональной заинтересованности. По словам директора ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение» Юрия Третьякова, практиканты требует от редакции конкретных заданий. А когда редакторы просят их включить фантазию и предложить свои темы, теряются. У ребят крайне узкий подход к работе, мало творчества, идей, любопытства к жизни. И здесь возникает вопрос отбора соответствующих абитуриентов – людей изначально заинтересованных в профессии и профильном трудоустройстве». В беседе представители СПбГУ не раз отмечали, что будут благодарны за помощь в разработке единого стандарта требований для студентов, в разработке профессионального портрета выпускника.

В качестве выхода из сложившейся ситуации ректор СПбГУ Николай Кропачев видит значительное повышение нижнего предела ЕГЭ, который позволяет абитуриенту подать документы для поступления в Университет. Это может привести к проблеме с конкурсом, но на порядок повысит качественные характеристики, тех, кто преодолеет высокую планку и станет студентом СПбГУ.

Безусловно, за последние годы для повышения качества подготовки будущих специалистов медийной сферы в Университете сделано немало. С учётом пожеланий профессионального сообщества чуть более года назад была создана Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, которая объединила два самостоятельных факультета: факультет журналистики и факультет прикладных коммуникаций. «Мы создали структуру, которая позволяет реализовать концепцию постоянного непрерывного образования, от школьников до уже состоявшихся профессионалов, – говорит директор ВШЖиМК, профессор Анатолий Пую. – Помимо высшего образования на базе ВШЖиМК существуют профильные курсы для школьников, колледж технических специальностей, Институт повышения квалификации. Студенты имеют возможность освоить профессию на собственных учебных платформах: телерадиокомплексе, учебной газете и в редакции информационно-образовательного портала. Нам удалось объединить в единую структуру разные направления – журналистику, PR и рекламу. И это дало нам возможность создания единой коммуникационной среды. Как и во всех начинаниях перед нами встают те или иные проблемы, однако наши специалисты делают всё, чтобы обеспечивать потребности современного рынка».

Всего страниц 17

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль