ТРЕТЬЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ: ПОСЛЕ II МЕЖВУЗОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ. ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ: 1971-1974

25-летняя дата в истории нашего отделения-факультета так широко отмечалась не ради того, чтобы славословить проделанное. Она позволила объективно обозреть прожитые годы. Главное же — чтобы повысить уважение к нему собственных преподавателей и студентов и — еще более важно — привлечь к нему большее внимание руководства университета и общественных организаций города, журналистов. Определяющим направлением всей учебной и общественно-воспитательной работы на факультете было желание дать нашим студентам наиболее возможные глубокие и разносторонние знания, достаточную профессиональную подготовку. Именно этими качествами они и выделялись, за это их особенно ценили в редакциях, где они оказывались на практике или после распределения.

Но повышались роль и ответственность журналистики, возрастало ее мастерство, а вместе с тем совершенствовалась и работа на факультете. После юбилея она стала энергичнее, получила новые материальные возможности и новые импульсы, исходящие и от руководящих органов, участвующих в нашей работе журналистов, а также самих преподавателей и студентов. Более активно развивались уже определившиеся формы и методы нашей работы, возникали и совершенствовались новые. Появились курсы лекций — «Социальное планирование предприятия», «Проблемы современного капитализма» и др.

Для желающих студентов, владеющих иностранными языками была разрешена вторая специализация — переводчика. Такие студенты получали не только дополнительные знания по языку, но и слушали важные для них лекции по теории и практике перевода. Дополнительно к общей профессиональной журналистской практике они должны были пройти и практику по переводу (желательно в соответствующем журнале или газете, на радио и телевидении). При успешном завершении учебы в таких группах их выпускники, кроме обычного, получали еще диплом переводчика.

В помощь работающим над курсовыми и дипломными сочинениями начали издавать специальные методические пособия. В 1972 г. преподаватель С.Я. Яковлев в помощь заочникам издал брошюру «Как писать курсовую работу о тематике районной (городской) газеты», а в следующем году эти студенты получили методическое указание «Как писать курсовую работу по практической стилистике русского языка», написанную В.А. Алексеевым и Г.В. Гореловой.

Издавались пособия, связанные с изучением мастерства публицистов, спецификой различных газетных жанров и т.д. Два преподавателя стали кандидатами наук. В.А. Березина, А.Ф. Бережной, Н.Г. Зорина, В.П. Таловов издали книги. Возросло число опубликованных статей в научных сборниках и периодических изданиях. В 1973 г. коллектив факультета начал выпуск сборников «Проблемы журналистики», задумав превратить их в периодические. Они должны были выходить два раза в год и иметь разделы: «Статьи», «Сообщения», «Рецензии» и «Информация». «Научная организация труда и совершенствование системы управления во всех звеньях — лозунг и жизненная потребность нашего времени. Это, — говорилось в открывающей первый сборник статье, — имеет прямое и самое непосредственное отношение к журналистике и журналистам, которые должны не только реализовать эти требования в своей работе, но и активно способствовать их выполнению во всех областях трудовой деятельности советских людей» (Проблемы жур-ки. Вып. I. Л., 1973. С. 3).

В статье отмечался возрастающий размах издательской деятельности факультетов и отделений журналистики страны, но отмечалась также ограниченность научной периодики по журналистике. Новым изданием имелось в виду в какой-то степени устранить этот недостаток, сосредоточивая усилия на разработке методологических основ «истории и современной практики журналистики Ленинграда и области, районов Северо-Запада нашей страны, а также широкое исследование проблем истории, теории и практики публицистики» (Там же. С. 6). Такая проблематика нашла свое отражение уже в первом выпуске. Сборник привлек внимание других университетов. Несколько лет с провозглашенной — два раза в год — регулярностью он появлялся в свет, но, к сожалению, вскоре по произволу редакции издательства его периодичность была нарушена, а главное содержание (структура все же была сохранена) подчинялось определенной, выносимой на обложку в виде общего названия теме.

Параллельно с «Проблемами журналистики» продолжали выходить и другие (тематические) сборники научных работ. О динамике развития научной активности преподавателей свидетельствуют цифры: в 1967 г. было опубликовано 32 научных труда (книги, брошюры, статьи); в 1968 — 44; 1969 — 28; 1970 — 29; 1971 — 39; 1972 — 19; 1973 — 40; 1974 — 53; 1975 — 34; 1976 — 40. Все это составляло около 300 печатных листов, кроме методических разработок и тезисов прочитанных многочисленных докладов (Архив автора).

Среди тем и проблем, разрабатываемых нашими преподавателями, выделялись и некоторые новые направления. В.П. Таловов, например, начал изучение истории и развития журналистского образования в нашей стране, вел исследования в области читательской психологии. В 1973 г. он издал пособие «О читательской психологии и теоретических основах ее изучения». В апреле (11-13) 1972 г. совместно с Центральным и Областным комитетами комсомола и Дворцом пионеров и школьников факультет провел научно-практическую конференцию по детской журналистике, в чем немалая заслуга в то время работавшей у нас Ю.Н. Вишневской. В конференции приняли активное участие и представители названных организаций, и редакторы крупнейших детских изданий страны — журналов «Пионер», «Костер», «Юный ленинец», «Дружные ребята», газет «Пионерская правда», «Ленинские искры», «Литвуас пионерюс», «Пионерис» и др. В заседаниях конференции приняли участие исследователи детской печати и журналисты Ленинграда, Москвы, Петрозаводска, Киева, Риги, Таллинна и других городов. Для них были организованы встречи с артистами Театра юного зрителя, с журналистами детских и молодежных изданий.

Участники одобрили инициативу проведения такой конференции и опыт нашего факультета в создании специальных семинаров и курсов, написание дипломных и курсовых студенческих сочинений по детской и молодежной тематике. После этого решено было создать на нашем факультете пока на общественных началах кафедру детской журналистики и начать специализацию по такой журналистике, чтобы потом развить это в особое отделение со своей кафедрой. Этой идеей горячо заинтересовался и соответствующий отдел ЦК ВЛКСМ, который мы ознакомили с нею. 16 июля 1972 г. мне было направлено оттуда письмо: «Ваше предложение об открытии специальной кафедры детской и молодежной печати представляется нам целесообразным и требующим конкретного обсуждения. Просим Вас в удобное для Вас время приехать в ЦК ВЛКСМ для совместного обсуждения данного вопроса» (Архив автора). К сожалению, при встрече комсомольские работники не могли гарантировать обязательное распределение наших выпускников, если такое отделение будет создано. Не в силах были они помочь нам и в создании специальной кафедры или хотя бы выделении ставки лаборанта для существующей уже на общественных началах такой кафедры. На этом организационная сторона решения проблемы и завершилась.

Но конференция, несомненно, помогла обратить на затронутую тематику серьезное внимание, обменяться практическим опытом и выявить «болевые точки», требующие устранения. На нашем факультете это нашло отражение не только в расширившейся соответствующей тематике обучения студентов, но и в научной работе. Вишневской был подготовлен сборник документов, связанных с детской и юношеской печатью, М.И. Холмов защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертации по истории детской журналистики России, издал два библиографических сборника по этой теме.

Внимание журналистской общественности привлек также проведенный факультетом симпозиум с попыткой определить место, значение и роль журналистики хотя бы на ближайшие 25-30 лет. К такому прогнозу нами были привлечены крупные ученые других факультетов — специалист по зарубежным литературам чл.-корр. АН СССР, проф. Б.Г. Реизов; физик, проф. Г.Ф. Друкарев; заведующий кафедрой этнографии и писатель, проф. Р.Ф. Итс; член сельскохозяйственной АН СССР, проф. А.Г. Трутнев; зав. кафедрой агрономии сельскохозяйственного института, проф. З.В. Абрамова; проф. экономического факультета Л.С. Бляхман; врач, проф. Ф.А. Морохов; журналисты.

Никто из участников заседания, безусловно, и предполагать не мог, что в отмеченное ими временное пространство с нашей страной, а следовательно, и с журналистикой произойдут такие катастрофические перемены. Все выступавшие прогнозировали в пределах существовавших политического устройства, экономической системы и культуры. Однако было высказано немало идей, имеющих непреходящую ценность. Они связывались с журналистикой в условиях развивающейся научно-технической революции (ведь это было как раз в период широкого распространения мифа канадца Маклюэна, предсказывавшего подавление электронными средствами всяких других, превращение всего мира в «сплошную деревню» и др., но это было также время углубляющегося осознания ценности и остроты этнических проблем, особой роли литературы и искусства в формировании этических и нравственных принципов поведения людей, ценности охраны окружающей среды, обостренного внимания к стилю, жанрам и т.д. журналистики.

Об этом симпозиуме 19 января 1973 г. Н.Г. Волынский, в то время являвшийся корреспондентом университетской газеты (сейчас он корреспондент «Правды» по нашему городу, автор острых публицистических статей и книг), напечатал на ее страницах развернутый отчет. Заведующий же сектором печати ЦК КПСС специально обратился ко мне с просьбой прислать ему более подробный отчет, что я и сделал 7 февраля 1973 г. Там было выделено главное в рассуждениях и предположениях выступавших специалистов. В заключении я писал: «Думаю, что подобный обмен мнениями на более высоком уровне, основательно подготовленный (но не заорганизованный) следовало бы провести во всесоюзном масштабе, привлекая Госплан, м.б., представителей других стран и т.д.» (Архив автора).

Все это свидетельствовало о все возрастающей научной активности и повышении эффективности нашего преподавательского труда — главного требования времени.

В апреле (16-17) 1973 г. в связи с пятилетием со дня выхода постановления о районных газетах (как мы помним, принесшим нам дополнительный прием на 25 студентов, что, следовательно, и нас включало в выполнение ставившихся в нем задач) в ленинградском Доме журналиста нами перед работниками этих газет области было представлено исследование содержания, жанров и языка таких изданий. Более 20 докладчиков-обозревателей для этой встречи подготовил факультет. Они проанализировали публикации по вопросам общественно-политической жизни, пропагандистско-просветительской работы, военно-патриотическому и интернациональному воспитанию, культуры и литературы, освещению международных событий. Здесь были представлены доклады: «Научно-техническая революция и районная печать», «О взаимодействии районной печати и телевидения», «О жанрах районных газет Ленинградской области», «Терминологическая лексика в районной газете», «Фотография в районной газете» и др.

Квалифицированный анализ и полезные рекомендации докладчиков вызвали интерес у присутствующих и в той или иной степени нашли отражение в их практике. Некоторые докладчики установили связи с редакциями этих газет, где вели уже более обстоятельный и конкретный разговор по своим темам. Один из них был приглашен на телевидение. Там он развивал свою тему применительно к этому отряду журналистики.

В том же году 11 декабря на нашем факультете, где внимательно и разносторонне изучались история, формы и методы массовой работы, организаторские функции печати, состоялась научная конференция в связи с 50-летием Первого Всесоюзного совещания рабкоров.

Именно возникновение и деятельность этого отряда внештатных помощников СМИ стояли в центре внимания докладчиков среди которых были и студенты. Один из них — Б. Карфиол — рассказал о развитии и проблемах рабселькоровского движения на его родине — в Чехословакии. Он при этом обратил внимание на расширение и укрепление связей редакций со своей аудиторией. В 1972 г., привел он пример, газеты и журналы ЧССР получили более полумиллиона читательских писем. Столько же из такой почты было передано по радио и телевидению (Молодой ж-т. 1974. 9 апр.).

Напомню, что все такие конференции, симпозиумы, встречи в редакциях проводились не только без отрыва от учебной и научной работы преподавателей, но и без ослабления учебных занятий и научной работы студентов. Традиционная научная конференция студентов в 1973 г., например, проходила сразу же на следующий день (18 апреля) после двухдневной встречи с работниками районных газет. И так почти всегда.

Многие материалы и итоги преподавательских и студенческих обозрений, исследований становились известны в редакциях, служили обогащению их практики. Но связи с действующими журналистами не ограничивались только тем, что факультет давал практике (хотя не учитывать этого не годится). Он и сам при этом очень обогащался извлекаемым из нее опытом. Нарастала и студенческая инициатива, появлялись и развивались новые формы работы, активизировались прежние.

Кафедра радио и телевидения (ее заведующим стал С.И. Игошин, много лет работавший главным редактором Ленинградской кинохроники) начала все сильнее заявлять о себе. Не ограничиваясь аудиторными занятиями и практикой студентов непосредственно в студиях Ленинградского центра и в заводских или районных радио узлах, в апреле 1973 г. здесь организовали студию «Горизонт». Ее передачи слушали не только на факультете. Она выходила и в большой эфир на Ленинградской телестудии. Ее первая передача вызвала интерес слушателей и повысила ответственность участников, была отмечена редакцией газеты «Смена», которая посвятила этому событию развернутую информацию. Она писала: «Диктор объявил, что программу подготовили студенты-журналисты. Один сюжет следовал за другим. Темы самые различные. В каждой из них авторы стремились найти свежий поворот. Весь выпуск — о Ленинграде, его рабочем классе, о культуре и искусстве города». Редакция замечала также: «Первый курс работает пока в условиях учебной студии факультета, готовит выпуск студенческой радиогазеты» (1973. 6 мая).

На факультете был создан совет молодых ученых. На его заседаниях начинающие преподаватели и аспиранты рассматривали проблемные вопросы, мастерство и опыт журналистов, дискутировали. Они разрабатывали также отдельные темы, писали рефераты и научные статьи. Две такие статьи аспиранта С.Г. Корконосенко — «Носители социалистического коллективизма» (1978) и «Воспитание творчеством» (1980) — были отмечены дипломами университета.

После организованной нами первой студенческой научной конференции мы провели еще несколько. К нам, как уже было сказано,приезжали с докладами студенты самых отдаленных мест Союза (из Ташкента, например, была Галина Сергеевна Мельник, которая потом защитила у нас кандидатскую, а затем и докторскую диссертации, стала профессором кафедры современной периодической печати). К некоторым из этих конференций мы выпускали номера учебных газет с тезисами или изложением докладов участников. Им предоставлялась возможность познакомиться с достопримечательностями города, повстречаться с нашими преподавателями, узнать наш факультет.

По примеру нашего факультета студенческие научные конференции стали проводить факультеты журналистики и других университетов. Только в 1974 г. 12 наших студентов — членов СНО выезжали на научные студенческие конференции в МГУ, Киев, Минск, Казань, Львов. В 1973 г. СНО нашего факультета было отмечено грамотой университета, а в 1974 г. таких грамот были удостоены 3 студента.

Факультет тогда взял шефство над одним из промышленных училищ города. Был заключен договор об общей работе: факультет обязывался помочь училищу в пропаганде такой формы обучения, проводить беседы в группах, создать кружок рабкоров и наладить выпуск стенной печати и др. Наши студенты шефствовали также над одной из школ Василеостровского района. Они проводили здесь беседы на различные темы, организовывали чтение политических лекций, вовлекали школьников в творческую журналистскую и литературную работу.

В 1972 г. строительный отряд, в котором большинство составляли наши студенты под руководством студента В. Селицкого, был признан лучшим в стране и второй, действовавший в Ленинградской области и руководимый студентом В. Громовым, — лучшим в университете. Возрастали мастерство и активность МХЭТ — на университетском смотре ему было присуждено второе место. Но рядом с ним у нас стал действовать еще клуб «Искренность», участники которого на подобных смотрах получали весьма высокие оценки и жюри, и слушателей (См.: Ленингр. ун-т. 1976. 26 марта). Футболисты факультета в 1974 г. завоевали третье место среди команд университета. Они устраивали также встречи с футбольными командами журналистов города.

В эти годы установились и развивались контакты наших студенческих организаций и команд со студентами МГУ. Мы обменивались выступлениями коллективов самодеятельности, устраивали совместные спортивные состязания, обсуждали общие для нас дела и проблемы. В 1973 г. состоялся товарищеский матч по футболу с командой МГУ в нашем городе. Об одном из «круглых столов», проведенных со студентами МГУ на нашем факультете, «Ленинградский университет» писал: «По приглашению студентов факультета журналистики в нашем университете гостили третьекурсники факультета МГУ. Для московских коллег была организована пресс-конференция. Коллег из столицы интересовали многие моменты студенческой жизни ленинградцев: как живут будущие журналисты в общежитиях, какие стенгазеты они выпускают» (1976. 20 апр.).

В общем, работа развивалась во всех ранее определившихся и обогатившихся новыми формами направлениях с нарастающей энергией. А в 1974 г. она получила еще дополнительные возможности: нам предоставили целых три этажа (!) в нынешнем здании, где, как я уже написал в начале, хотя и с некоторыми трудностями, мы тогда и разместились. Кроме более удобного размещения всего факультетского «хозяйства», мы теперь полностью организационно отделились от филологического факультета — у нас не стало и не могло быть из-за территориальной разобщенности общих поточных лекций. Все факультеты, принимающие участие в обеспечении общих для русистов и журналистов курсов лекций, теперь должны были выделить нам своих преподавателей, а они учитывать нашу специфику. Чаще всего мы при этом высказывали свои пожелания факультетам в связи с предлагаемыми ими лекторами, учитывая, конечно, отзывы студентов.

У всех студентов добрую память своими лекциями и щедрыми человеческими качествами оставила Г.Г. Шарова, в течение всех лет читающая увлекательный курс истории античной литературы. Историю русской литературы читали такие специалисты, как профессор Н.И. Соколов и доцент В.С. Маслов, советской литературы — выдающиеся литературоведы и историки литературы профессора П.С. Выходцев и Л.Ф. Ершов, теории литературы — Ю.К. Руденко. Все они были людьми военного поколения, почти все — фронтовики. Выходцев прошел самые горячие сражения Великой Отечественной войны. Возвратился несколько раз раненым и с двумя орденами Славы, медалью «За Отвагу» и другими. В отличие от Выходцева, Ершов не дошел до Берлина, но и на Ленинградском фронте ему было не легче. Два тяжелых ранения, два ордена Отечественной войны, медали и протез вместо ноги — память той войны. лишенный глаза, с орденами Красной Звезды, Отечественной войны, двумя «Знак почета» и другими — тоже свидетельства войны у Маслова. А Соколову пять долгих лет довелось мыкаться в немецких лагерях, так как в первых боях под Ленинградом в безвыходном положении он был захвачен в плен. Все они — авторы книг, а Выходцев и Ершов — монументальных учебников по своему предмету, многих крупных монографий.

Все это вызывало особое отношение к ним студентов.

Специальных лекторов назначили для нас другие факультеты: философский (среди них Ю.И. Солонин, который позднее несколько лет даже был а нашем штате, заведовал кафедрой и был деканом), исторический, экономический, психологический, биолого-почвенный и др.

На факультете появилось больше возможностей для организации встреч с видными журналистами, деятелями культуры, другими активными и известными людьми. Наши студенты, например, встречались с корреспондентом, представлявшим нашу печать в Чили, когда там развивались особенно острые события, с знаменитым танцором М. Эсамбаевым, корреспондентами военных лет и т.д.

Обогатилась жизнь факультетов и отделений журналистики и других университетов. Осенью 1972 г. свое 25-летие отметил факультет журналистики МГУ. Ему было что представить и чем гордиться. Журнал «Демократический журналист» (1972. № 8) поместил интервью своего корреспондента с деканом факультета МГУ профессором Я.Н. Засурским и репортаж с этого факультета.

Казалось бы: как все хорошо и благостно, даже триумфально… Но жизнь, журналистика, наша собственная повседневность — учебная, научная, общественная — выдвигали новые требования и ставили новые, все более трудные и важные задачи.

15 октября 2012
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Аплонов.
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.aplonov@spbu.ru