Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
Электронное взаимодействие власти и общества GR и лоббизм
January 23, 2017, 3:23 pm

Преподаватель: Филатова Ольга Георгиевна, кандидат философских наук, доцент

Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении

В современных условиях развития интернета и мобильных коммуникаций крайне актуальной становится тематика электронного взаимодействия и электронного участия. Под электронным взаимодействием подразумевается двусторонний обмен информацией между обществом и представителями государственной власти всех уровней в современном киберпространстве. Электронное взаимодействие предполагает, прежде всего, эффективные взаимоотношения граждан по поводу предоставления электронных услуг, а также - вовлечение их в публичную политику, расширение существующих каналов взаимодействия власти и общества. В идеале электронное взаимодействие должно способствовать улучшению имиджа органов власти и реально помогать гражданам в решении насущных проблем. Так ли это в реальности – студенты смогут выяснить, проведя собственные исследования в рамках спецсеминара и изучив соответствующую литературу.

На спецсеминаре предполагается обсуждение вопросов построения систем электронного правительства, открытых данных и открытого правительства, взаимодействия граждан, бизнеса и правительственных институтов в вопросах предоставления государственных и муниципальных услуг.

Развитие механизмов электронного взаимодействия граждан и общества, электронного участия населения в принятии политических решений – это глобальная тенденция. При этом для каждой страны существует своя история и динамика появления таких механизмов и инструментов, во многом обусловленная социальной, организационной, технологической готовностью всех участников процесса взаимодействия. Об этой тенденции и динамике развития в разных странах пойдет речь на спецсеминаре.

Значительное место в программе спецсеминара занимает анализ программ развития информационного общества и предоставления государством электронных услуг в России. Анализируется деятельность Портала государственных услуг, а также портала «Российская общественная инициатива». Изучается опыт работы и результаты работы «Центра технологий электронного правительства СПб ИТМО».

Особое внимание на спецсеминаре уделяется исследованию деятельности портала общественных петиций Change.org. Студенты имеют возможность участвовать в поддержке и продвижении реальных петиций, размещаемых на платформе Change.org с последующим обсуждением полученных результатов с руководством портала в формате «Скайп-конференции».

Спецсеминар представляет интерес не только для студентов магистратуры по направлению «Реклама и связи с общественностью», но и для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика». Стоит также отметить, что тематика спецсеминара соответствует потребностям государственных служащих и практических специалистов, работающих в области связей с общественностью.

Авторские публикации по теме спецсеминара

1. Коммуникация органов государственной власти РФ в пространстве Веб 2.0: монография. Монография / под ред. О.Г. Филатовой. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2014.

2. Филатова О.Г., Шабанова Е.С. Публичные коммуникации органов государственной власти РФ в пространстве Веб 2.0: анализ блогов и социальных сетей // Интернет и современное общество: Сборник научных статей. СПб.: 2011. С. 220-225.

3. Мисников Ю.Г.. Филатова О.Г., Чугунов А.В. Электронное взаимодействие власти и общества: направления и методы исследований // НТВ СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1. С. 52-61

4. Филатова О.Г., Чугунов А.Ю. Электронное взаимодействие между обществом и властью: формирование концепции и практика реализации в России // Управленческое консультирование. 2013. 2013. №8 (56). С. 57-68.

5. Филатова О.Г. Взаимодействие представителей органов исполнительной власти с общественностью в современной интернет-среде: региональный аспект // PR в изменяющемся мире: региональный аспект. Сборник статей. Вып 9. / Под ред. М.В. Гундарина, А. Г. Сидоровой, Ю. В. Явинской. - Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2012. С. 72-82.

6. Филатова О.Г. Краудсорсинговые проекты: эффективное взаимодействие власти и населения «открытого государства» // Актуальные проблемы связей с общественностью в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Сборник научных статей / под. ред. С.Ю. Чимарова, Г.С. Мельник, Т.Г. Рябовой; Сев.-Зап. ин-т упр. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2012. С. 206-214

7. Филатова О.Г. Краудсорсинг как эффективная современная технология взаимодействия власти и общества // Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы. Материалы международной научно-практической конференции. М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. С. 412-418.

8. PR как компонент планов внедрения УЭК в контексте выполнения программ развития информационного общества // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. Интернет-коммуникации в деятельности органов государственной власти: сборник статей / под ред. А.Г. Сидоровой, Ю.В. Явинской. Вып. 11. Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2013. С. 27-36.

9. Филатова О.Г. Социальная реклама и PR-поддержка программ развития информационного общества. Учебное пособие СПб.: НИУ ИТМО, 2013. 73 с.

10. Филатова О.Г. Инновационные технологии взаимодействия с молодежью: электронное взаимодействие и электронное участие // Теория и практика политического участия и гражданской активности молодежи в современной России. Сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции 17-18 апреля 2014 /отв. составитель Смирнова Н.С. СПб., 2014. С. 276-279

11. Bolgov R., Chugunov A., Filatova O/ Surveys in the field of e-participation: comparison of world experience // CeDEM14. Proceedings of the International Conference for E-Democracy and Open Government. 21-22 May 2014, Danube University Krems, Austria / Ed. P. Parycek, N. Edelmann. P. 547-553.

План лекционных занятий

Занятие 1. Категориальный аппарат концепции «электронного взаимодействия между властью и обществом». Основные понятия и подходы.

План семинарских занятий

Занятие 1. Методики и инструменты анализа процессов институционализации при осуществлении электронного взаимодействия между обществом и властью (4 часа).

Занятие 2. Контент-анализ текстов новостного массива по тематике электронного взаимодействия (2 часа).

Занятие 3. Изучение официальных статистических данных и результатов опросов общественного мнения в современном российском обществе относительно методов электронного управления (2 часа).

Занятие 4. Исследование интерактивных площадок взаимодействия власти, граждан и организаций. Сравнительный анализ порталов электронных петиций России, США и Великобритании (4 часа).

Занятие 5. Аналитика работы портала «Российская общественная инициатива». Получение актуальных данных о востребованности портала среди граждан и популярности тематических инициатив (2 часа).

Занятие 6. Аналитика работы портала Change.org. Как работает онлайн-петиция. Наиболее и наименее успешные петиции. Разработка рекомендаций для авторов петиций (4 часа).

Занятие 7. Исследование «публичной сферы». Специфика отражения процессов, связанных с развитием «электронного взаимодействия и участия» в СМИ и Интернете (2 часа).

Занятие 8. Мониторинг и аудит проектов электронного правительства. Сравнительный анализ сайтов органов государственной власти РФ и лидеров по рейтингу индекса развития электронного правительства ООН (4 часа).

Занятие 9. Обзор практик электронного взаимодействия между обществом и властью в современном интернет-пространстве (4 часа).

Рекомендуемые примерные темы курсовых работ

1. Мировой опыт оценки общественностью и экспертами механизмов электронного взаимодействия (электронной демократии и электронного участия).

2. «Электронное правительство 2.0» как правительство, ориентированное на граждан.

3. Электронное правительство эпохи Веб 1.0 и Веб 2.0: сравнительный анализ.

4. Современные электронные платформы как средство сотрудничества бизнеса и общества с властью.

5. Электронное голосование: методы, риски, проблемы.

6. Механизмы и способы электронного участия: обзор практик.

7. Электронное участие в РФ: обзор научных исследований.

8. Мобильные технологии как инструмент совершенствования электронного участия.

9. Краудсорсинговые проекты взаимодействия власти и общества: успешные практики.

10. Открытые государственные данные в разных странах: сравнительный анализ

11. Использование электронных технологий для борьбы с коррупцией: опыт конкретной страны (по выбору студента).

12. Сравнительный анализ порталов электронных петиций в разных странах (по выбору студента).

13. Структурный анализ параметров электронного взаимодействия между обществом и властью (на примере портала «Российская общественная инициатива»).

14. Анализ возможностей онлайн-петиций в контексте электронного взаимодействия общества и власти (на примере Change.org).

15. Оценка открытости органа исполнительной власти (по выбору студента)

16. Мониторинг и оценка государственных сайтов РФ .

17. Реализация проектов электронного правительства в Российской Федерации: оценка эффективности.

18. Разработка индикаторов «электронной демократии» и «электронного участия».

19. Перспективы развития электронного взаимодействия между властью и обществом: анализ дискуссий в социальных медиа.

20. PR-поддержка программ развития информационного общества.

21. Отражение процессов электронного взаимодействия и электронного участия в СМИ / Интернете (по выбору студента): исследование публичной сферы.

Внутрисеместровый контроль (зачет)

Студент должен посещать аудиторные занятия и выполнять индивидуальные задания по тематике спецсеминара. Студент, пропустивший более 15 процентов занятий, дополнительно сдает коллоквиум по литературе.

Студент также должен в течение семестра самостоятельно изучить методическое пособие по тематике спецсеминара: Филатова О.Г. Социальная реклама и PR-поддержка программ развития информационного общества. СПб.: НИУ ИТМО, 2013. На последнем занятие предполагается тест по изученным методическим материалам.

Внутрисемесровый контроль (курсовая работа)

Выполнение студентами курсовых работ способствует более углубленному изучению тематики спецсеминара и служит проверкой глубины и прочности знаний. При написании работы необходим творческий подход, студент обязан уметь делать собственные выводы на основе изученной литературы. Теоретические положения работы необходимо подкреплять конкретными примерами и фактами. Студент должен раскрыть содержание избранной темы, продемонстрировать свободное владение научным аппаратом спецсеминара.

Выбор темы предполагает обоснование ее актуальности, оценку теоретического и практического значения. При выборе темы, как и выборе объекта и предмета исследования, студенту предоставляется самостоятельность. Обязательное условие - это соответствие темы курсовой работы содержанию спецсеминара.

При выборе темы студентам рекомендуется исходить из следующих критериев:

Сложность вопроса. Написание работы по сложным темам поможет более глубоко разобраться в наиболее трудных проблемах спецсеминара, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, проверить свои возможности.

Научный интерес. Некоторые темы вызывают научный, творческий интерес слушателей и могут быть перспективны для них в плане дальнейшей исследовательской работы (подготовке статей, докладов, диссертации).

Курсовая работа впоследствии может быть основой теоретической части дипломной работы. Поэтому следует учесть такую возможность при выборе темы курсовой работы.

Ориентация на профессиональную деятельность.

Наличие источников и литературы. До окончательного выбора темы необходимо выяснить наличие достаточного количества источников и литературы по данной проблеме.

К другим критериям можно отнести актуальность темы (научная и практическая ценность), собственный опыт студента, перспективность изучаемой проблемы.

После подбора и изучения источников и литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. Составленный план работы необходимо обсудить с руководителем спецсеминара.

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под методическим руководством руководителя спецсеминара. Руководитель оказывает методическую помощь в работе с документами, в окончательном формулировании темы, цели и задач, объекта и предмета, методов исследования и т.п.

Курсовая работа должна быть написана и защищена в установленные сроки.

К защите допускаются готовые работы – окончательный вариант, исправленный на основании замечаний руководителя. Защита проводится как на практических занятиях, так и во внеурочное время. На защите присутствуют студенты из группы, руководитель работы. Возможно присутствие представителей деканата, преподавателей кафедры.

Защита курсовой работы имеет целью выявить глубину и самостоятельность знаний студента по избранной теме. На защите студент должен хорошо ориентироваться в представленной работе, отвечать на вопросы как теоретического, так и практического характера, относящиеся к теме работы.

Защита курсовых работ проходит по следующему плану:

1) доклад студента (в котором излагаются основные положения защищаемой работы);

2) ответы на вопросы по теме и ходу защиты работы;

3) выступление научного руководителя;

4) заключительное слово студента.

Доклад для публичной защиты (8-10 минут) должен быть тщательно подготовлен. После краткого вступления, в котором подчеркиваются задачи работы и степень самостоятельности в ее выполнении, следует переходить к существу работы и основным выводам. Для повышения эффективности желательно использование презентаций PowerPoint и мультимедийного проектора. Ответы на вопросы в ходе защиты должны быть краткими и четкими без повторения того, что было сказано во время доклада. В заключительном слове даются ответы на замечания.

При подведении итогов курсовой работы учитывается:

1) последовательность и полнота изложения материала;

2) правильность тех или иных положений путем обобщения фактического материала;

3) степень самостоятельности студентов в процессе работы над темой;

4) ответы на вопросы и др.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – устная. Зачет получает студент, посетивший не менее 85 % занятий, выполнивший все индивидуальные задания на практических занятиях и представивший черновик курсовой работы.

Критерии оценки (курсовая работа)

Результаты курсовой работы оцениваются по шкале «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценки «отлично» ставится, если студент всесторонне и глубоко освоил выбранную им тему и успешно выполнил предусмотренные в программе задания. Курсовая работа должна быть сдана в срок, оформлена по всем правилам, соответствовать требуемому объему, иметь четкую структуру. Автор должен продемонстрировать полное владение материалом спецсеминара и умение делать самостоятельные выводы по выбранной теме.

Оценка «хорошо» ставится, если при выполнении основных (изложенных выше) требований допущены ошибки в частностях или непоследовательность в изложении.

Оценка «удовлетворительно», как правило, выставляется студентам, не полностью раскрывшим тему, допустившим погрешности в тексте при написании работы, и неправильно оформившим работу.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если:

1) курсовая работа не носит самостоятельного характера, текст списан у других авторов и не авторизован;

2) основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно;

3) в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно.

Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы к участию в конкурсах научных работ, к опубликованию в научных изданиях.

Список основной литературы

1. Акопов Г. Л. ПОЛИТNET.RU. Интернет-технологии как инновационный фактор политики : монография. Ростов-на-Дону : СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012.

2. Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика : учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2011.

3. Блюмин А.Н., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы : учебное пособие. М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012.

4. Большаков С.Н. Информационно-коммуникационное пространство электорального процесса : учебное пособие. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

5. Забурдаева Е.В. Политическая кампания. Стратегии и технологии : учебник / Е. В. Забурдаева. М. : Аспект Пресс, 2012.

6. Лазуткина Е.В. Проблемно-объектный комплекс регулирования новостной информации в блогосфере рунета : монография. Астрахань : Издательство "Волга", 2011.

7. Михайлов С.А. Выборы: системный кризис доверия и электоральная практика СМИ : монография / С. А. Михайлов. СПб. : Арт-Экспресс, 2012.

8. Мухаев Р.Т. Политология. : учебник. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

9. Новостная интернет-журналистика : учебное пособие / А. Амзин ; ред. Е. А. Данилина. М. : Аспект-пресс, 2012.

10. Новые идеи в теории и практике коммуникации: : сборник / ред. С. Н. Большаков. СПб. : СПбГУ, 2011.

Список дополнительной литературы

1. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб., 2001.

2. Волков Л., Крашенинников Ф. Облачная демократия. Екатеринбург, 2011.

3. Иванов Д. В. Виртуализации общества. Версия 2.0. - СПб: Петербургское востоковедение, 2002.

4. Интернет и современное общество: сборник научных статей. Труды XVI Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2013), Санкт-Петербург, 9 – 11 октября 2013 г. — СПб.: НИУ ИТМО, 2013. — 304 с. URL: ojs.ifmo.ru/index.php

5. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. М.: Издательство: У-Фактория, 2004.

6. Киселев А.А., Самаркина И.В. Интернет. Модель и практики политического участия. Краснодар, 2007.

7. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. // Под научн. ред. А. В. Короткова. — М.: ООО «Трейн», 2007.

8. Организационно-правовое обеспечение развития информационного общества и электронного правительства в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Д.Р. Трутнев, В.В. Уткин, А.В. Чугунов; СПбГУ ИТМО. —СПб., 2009.— 98 с. URL: egov-center.ru

9. Обзор «Сайты органов государственной власти в свете требований ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Москва. 2010. URL: www.ifap.ru/library/book460.pdf

10. Труды XV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2012) (сборник научных статей). URL: ojs.ifmo.ru/index.php

11. Труды XV Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2012) (сборник научных статей). URL: ojs.ifmo.ru/index.php

12. Чугунов А.В. Российская концепция «Электронного государства»: формирование государственной политики и организационно-правовые проблемы // Вестник Московского университета. Серия 12 «Политические науки». 2010. № 3. С. 78 – 89.

13. E-Government Survey 2012 “E-Government for the People”. United Nations. New Yord. February 2012. 142 p. URL: unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan048065.pdf

Перечень иных информационных источников

1. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изменениями от 7 июня 2013 года).

2. Приказ Минэкономразвития РФ от 16 ноября 2009 года № 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти".

3. Официальный сайт проекта «Государственная Сеть». URL: govweb.ru

4. Официальный сайт объединения «Пиратская партия России». URL: pirate-party.ru

5. Система экспертного мониторинга интернет-сайтов «Инфометр». Фонд «Институт Развития Свободы Информации». Сайт. URL: system.infometer.org

6. АИС «Мониторинг государственных сайтов». Сайт. URL: gosmonitor.ru

7. Web Content Accessibility Guidelines URL: www.w3.org

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация