СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СМИ

Учебный курс «Социально-культурная проблематика в СМИ» включен в программу подготовки магистров факультета журналистики ВШЖиМК СПбГУ «Журналистика и культура общества» в качестве основного курса специализации.

В начале нового тысячелетия во всех странах заново обдумывается социальный статус культуры, перспективы, приоритетные направления и тенденции ее развития. В современном мире идут процессы интеграции и дифференциации культур. В этих условиях журналистская деятельность во многом определяет динамику культуры и одновременно является ее продуктом, формирует культурные стереотипы, выступает мощным агентом социализации. Духовные ценности, создаваемые современными СМИ, – продукт культурной среды и в то же время её преобразователь, который трансформирует ценностный потенциал социальной системы.

Цель курса – дать слушателям представление о закономерностях формирования и развития социально-культурной среды общества, о специфике социально-культурной проблематики в СМИ и привить будущим журналистам навыки аналитического освоения современного социокультурного пространства.

Заявленный курс предполагает сочетание лекционной, семинарской и самостоятельной форм обучения. Игровые, ролевые ситуации при закреплении теоретических представлений слушателей направлены на овладение студентами методами научного исследования различных аспектов культурной жизни и ценностных характеристик СМИ, формирование умений использования культурологического образовательного потенциала в профессиональной журналистской деятельности.

Содержание дисциплины:

Культура как специфическое системное образование. СМИ в контексте культуры. Методология современного гуманитарного исследования культуры. Универсальная модель исторических трансформаций культуры в отечественной науке (Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев, М.С. Каган). Журналистика как феномен духовной культуры общества. СМИ в контексте межкультурных коммуникаций. Специфика современной культурной среды. СМИ в ракурсе материальной и духовной культуры. Роль журналистики в формировании социокультурного пространства мегаполиса. Ценности техногенной цивилизации, общества массовой культуры и их освещение в СМИ. Трансмедиа и конвергенция культуры. СМИ и культурная жизнь мегаполиса: материальное, духовное и художественное общение.

СМИ в социокультурной системе мегаполиса: семиотика культурного пространства. Предметный мир мегаполиса. СМИ как субъект и объект виртуализации пространства мегаполиса. Освещение СМИ современного предметного мира. Участие СМИ в формировании имиджа учреждений культуры мегаполиса. Специфика социализирующего воздействия СМИ на личность. Сетевая культура и современность. Массовая коммуникация как разновидность духовно-практической деятельности. Место СМИ в системе МК. Влияние социокультурной динамики на социальную деятельность, журналист как участник социальных процессов. Аспекты освещения социально-культурных проблем. Конструирование социокультурного пространства современными СМИ.

Тенденции развития современной культуры. Специфика освещения культурных событий в СМИ. Влияние достижений новейшей техники и технологии на динамику художественного пространства. Компьютерные и сетевые арт-проекты, «сетевое искусство», видеоклипы, оснащенные супертехническими достижениями шоу, инсталляции, хэппенинги, перформансы – творческий продукт современной духовной культуры. Ведущие носители социокультурной информации в структуре культурных коммуникаций. СМИ и межкультурные коммуникации. Задачи культурной журналистики и социальной рекламы в продвижении информации о современной культуре и культурных событиях. Контент культурной журналистики: арт-критика, литературная, театральная музыкальная критика, кинокритика, балет и современный танец. Технологии освещения культурных событий в печатных изданиях, на радио, телевидении, сетевой журналистике. Виды социализации, осуществляемые СМИ при освещении культурных событий: образовательная, историческая, нравственная, эстетическая, рекреационная. СМИ как транслятор функций культуры: творческой, познавательной, регулятивной, ценностной, семиотической, смысловой. Информация о культурных событиях на современноммедиарынке: коммерческая о творческая составляющие.

Типология социально-культурной проблематики в СМИ. Объективные и субъективные предпосылки типологизации. Способы представления социально-культурных объектов в СМИ. СМИ – транслятор социальных и культурных концептов массовой культуры. Социальные проблемы общества: защита детства и материнства, образование, здравоохранение, молодежная политика, социально- незащищенные слои населения. Классификация индустрии досуга в СМИ: развлекательный, оздоровительный, интеллектуальный, эстетический. Система организации и управления потребительским спросом на вещи и услуги. Место СМИ в этом процессе.

Тематические доминанты современных СМИ как отражение культурной динамики. Современные СМИ как творческий продукт общества потребления. Образцы кич-, мид- и арт-культуры в СМИ. Гендерная направленность СМИ. Визуальный ряд. Театрализация телевизионных проектов. Преобладание образного ряда над понятийным, использование жанра шоу. Cмещение перспективы, игра (по И. Гофману) как инструмент культурной социализации. Влияние культуры журналиста на установление обратной связи с аудиторией. Ценностные ориентиры мегаполиса в освещении СМИ. Плюрализм субкультур. Новые коммуникативные каналы культурного и информационного пространства: реклама как продукт массовой культуры и элемент ландшафт. Феномен клубной культуры и «цифровая» культура.

Прикладной характер отражения социально-культурной проблематики в СМИ. Общественная полемика в СМИ по социально-культурной проблематике как способ формирования социальной активности граждан. Журналистская деятельность по сохранению культурного наследия. Наследие как социокультурный феномен: отечественная и зарубежная трактовка поддержания традиции сохранения культурного наследия в России. Журналистика как популяризатор культурного наследия. Типы культурного наследия и его предметная ценность. Социальный контроль за сохранностью архитектурных памятников, культурных ландшафтов, музеев–заповедников средствами журналистской деятельности. Формирование нравственной и правовой культуры граждан. Трансляция повседневной культуры в СМИ. Повседневность как проявление сути общества. Город и повседневность в СМИ: техника создания креативного города. Формирование моды на потребление продуктов культуры, искусства.

Способы представления социокультурной проблематики в СМИ: методология системного анализа социокультурного производства. Диалог как форма взаимодействия в современных СМИ. Феномен карнавала в социальной жизни общества. Формы карнавализации, применяемые в социокультурном пространстве мегаполиса. Их отражение в СМИ. Использование журналистом социологического категориального аппарата при освещении социально-культурной проблематики общества. Теоретическая база социологии 20 века как инструментарий познания мира: социокультурный интеграционализм и структурно - функциональный анализ. П. Бурдье и П. Сорокин о механизме динамики поля культуры. Понятие социальной системы у Т. Парсонса, социализация и социальная структура как теоретическое обеспечение социологического журналистского анализа духовных процессов начала нынешнего столетия. Символический интеракционизм и идентичность: техники презентации, игровая теория Ирвинга Гофмана и их применение в СМИ. Социология и программируемое общество: А. Турен. Теория структурации Э. Гидденса, системная теория Н. Лумана, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Использование теоретических и эмпирических социологических знаний журналистом в установлении обратных связей с аудиторией и выборе технологий популяризации научного знания. Специфика использования методик статистического анализа различными СМИ. Характеристика статистических показателей на страницах прессы, радио, ТВ: средние величины, относительные величины, итоговые сводки, индексы, графики, статистические таблицы, балансы. Жанровая система как отражение методологических особенностей исследования социальной действительности журналистом. Актуальность жанра шоу при освещении культурной проблематики.

Арт-журналистика в структуре культурно-досуговой сферы общества. Продвижение культурного досуга с помощью СМИ. Место арт-журналистики в этом процессе. Отражение культурных событий в контексте общественной или светской жизни. Формирование концептов массовой культуры и стереотипов поведения в современном социокультурном пространстве. Реклама как способ продвижения творческого продукта. Специфика отражения социокультурной проблематики в арт-журналистике. Авангардное искусство в арт-изданиях. Рубрики арт-изданий. Классификация индустрии развлечений. Концептосфера, создаваемая арт-журналистикой. Карнавализация социокультурного пространства. Тематические доминанты арт-журналистики.Стиль жизни. Карьера. Гастрономическая культура. Отдых. Туризм. Культурный досуг. Молодежная субкультура. Жизнь знаменитых людей (элиты). Здоровье. Креативный город. Особенности воспроизводства ценностей массовой культуры.

13 мая 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация