КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Учебный курс «Культурно-досуговая деятельность в журналистике» входит в число основных курсов специализации, предназначенных для студентов магистратуры факультета журналистики ВШЖиМК СПбГУ в рамках программы «Журналистика и культура общества».

Актуальность курса определяется тем, что досуг – это важная и неотъемлемая сторона социальной действительности. С развитием цивилизации он занимает все большее место в жизненном пространстве человека. Время, которое индивид посвящает себе, выполняет не только функции развлечения и рекреации – оно используется им для саморазвития, культурной социализации, удовлетворения потребности в неформальном общении. Таким образом, наличие свободного времени и возможность его качественного наполнения являются необходимыми условиями личностного роста человека. Досуг может также рассматриваться в качестве своеобразного социального маркера и способа социальной идентификации. Журналистика выступает одновременно и как инструмент анализа и освещения культурно-досуговой сферы, и как средство организации досуга.

Изучение дисциплины предполагает уяснение функций журналистики в культурно-досуговой сфере, знакомство с основными принципами и методами профессиональной деятельности журналиста и типологией журналистики в указанной области. Овладение знаниями по истории и социологии досуга, умение профессионально ориентироваться в современных научных подходах к проблемам функционирования досуговых массмедиа позволит будущим журналистам более квалифицированно подходить к освещению культурно-досуговой проблематики, а следовательно, и более объективно отражать в своих публикациях многообразие содержания и взаимосвязей социальной действительности.

Цель курса – дать слушателям развернутое представление об основных закономерностях функционирования журналистики в сфере досуга и сформировать у студентов навыки самостоятельного исследования проблематики культурно-досуговой деятельности и ее медиаосвещения.

Содержание дисциплины:

Теоретические основы изучения досуговой деятельности: Досуговая проблематика как предмет научного и журналистского исследования. Предметная область и методологические основания курса. История научного изучения сферы досуга. Историческая эволюция и современное состояние сферы досуга. Проблема научного определения досуга. Сопоставление понятий «труд», «свободное время», «досуг». Функции досуга. Дискурс просвещения и развлечения в осмыслении досуга. Понятия «серьезного» и «обыденного» досуга. Виды и формы досуговой деятельности.

Социокультурные характеристики досуговой деятельности: Сфера досуга как репрезентант социокультурной специфики общества. Досуг как маркер социального статуса. Возрастные, гендерные, социально-статусные, этнокультурные особенности проведения досуга. Досуг как контекст формирования и выражения идентичности. Досуговые практики различных социальных групп. Современные социокультурные тенденции в сфере досуга. Досуг и стиль жизни. Досуг и потребление. Индустрия досуга.

Специфика функционирования СМИ в сфере досуга: Понятие досуговой журналистики. Массмедиа как источник информации о сфере досуга. Роль массмедиа в организации и проведении досуга. Типология досуговых СМИ. Современная отечественная периодика в сфере досуга. Развлекательные и просветительские программы в эфире отечественного телевидения и радиовещания. Освещение различных досуговых практик в СМИ. Блогосфера в роли досугового СМИ. Особенности аудитории досуговых СМИ.

13 мая 2014
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация