Вернисаж Иржи Тондла откроется в Фонде Карла Буллы

Фотографии нашего выпускника 1977 года, фотографа Иржи Тондла (Чехия) будут представлены в выставочных залах Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы осенью этого года. Выставка «Ленинградский пешеход. Ленинград 1972 - 1977, Май 2002» откроется 10 сентября в 17.00.

Приглашаем всех желающих!

Напомним, что в прошлом году Иржи Тондл посетил Санкт-Петербургский государственный университет. Во время обучения в Университете в 70-х годах ХХ века Иржи Тондл создал обширный архив документальных фотографий, отображающих жизнь Ленинграда 70-х. Этот фотоархив стал отправной точкой его профессиональной карьеры.

Место проведения: Санкт-Петербург, Невский проспект 54, Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы.

Контакты

E-mail: bullafond@email.ru, foto@tondl.cz
http://www.bullafond.ru/contacts/
8 (812) 571-08-38, 8 (812) 312-20-83

Справка

Интересоваться фотографией чешский фотограф Иржи Тондл начал в пятнадцать лет. Увлекла наука колдовства над пленками и таинство темной комнаты, где в призрачном свете красного фонаря рисовались первые контуры увековеченных мгновений. К дню рождения получил двухобъективную зеркалку Flexaret, которая производилась в Чехословакии, и его внимание все больше и больше стала привлекать художественная фотография и, в частности, документальная фотосъемка, у которой в чешской (а в те времена чехословацкой) фотографии всегда была сильная позиция. Большинство профессиональных познаний черпал из журнала Československá fotografie и альманаха Fotorevue, русская версия которого оказала в свое время влияние и на многих советских фотографов. Это был один из редких источников, по которым серьезные фотолюбители и профессионалы могли следить за зарубежными и отечественными трендами в своей области, сопоставлять с ними свое творчество, знакомиться с работами выдающихся зарубежных мастеров, прежде всего членов международного агентства фоторепортеров Magnum Photos, которое задавало тон в современной фотожурналистике. Еще будучи студентом средней школы, Тондл начал сотрудничать с прессой, получать первые трофеи на фотоконкурсах Союза чешских фотографов. Отсюда оставался один шаг до решения изучать журналистику в вузе. По счастливой случайности в руки попало предложение сдать приемные экзамены для последующего обучения в Ленинградском государственном университете. В 1972-м году Иржи Тондл приехал в Лениград. Тогда ему было 22 года.

Во время учебы на факультете журналистики ЛГУ/СПбГУ Иржи Тондл специализировался на репортажной фотографии на кафедре производства и оформления газеты. Здесь он встретился с видными личностями ленинградской фотошколы, занимавшимися теорией фотографии и педагогической практикой: Владимиром Анатольевичем Никитиным и Александром Николаевичем Пирожковым. Благодаря им углубились и развились его творческие способности в репортажной фотографии, и в то же время он не отошел от чисто «чешского» подхода к документалистике, который был основан на съемках обычных, безымянных людей, живущих своими повседневными заботами и радостями. На этот раз в декорациях одного из красивейших городов Европы.

Вот как рассказывает Иржи Тондл о своем фотооснащении того времени: «Я привез с собой гэдээровскую однообъективную зеркалку Praktikа super TTL. При съемках в Ленинграде пользовался объективами советского производства, которые мы имели возможность заимствовать на кафедре, в частности, там был 135-миллиметровый «Таир», портретный «Юпитер 85 мм», длиннофокусник 300 мм или широкоугольник 35 мм. Облегчением для наших полупустых студенческих кошельков была и возможность время от времени пользоваться пленкой SVEMA 250 из многометражных упаковок, которую кафедра получала с Ленинградской киностудии. Чтобы поднять светочувствительность, мы перепроявляли пленку до повышения чувствительности в два-три раза, отчего соответственно увеличивалась зернистость негатива, и на некоторых выставленных снимках это заметно. На пятом курсе, в 1977 году, как внештатный корреспондент фотоотделения Чехословацкого агентства печати, я получил в пользование среднеформатный фотоаппарат Pentacon six с объективами от 50-ти до 180-ти мм. Все это, вместе взятое, было уже солидным арсеналом. Хуже обстояли дела с качеством фотоматериалов и проявителями. Помимо актуальных снимков общего характера, агентство ЧТК требовало от меня и цветные диапозитивы формата 6 х 6 см для печати плакатов и для журнальных репортажей, где повышался спрос на качественные цветные иллюстрации, а никаких фотобанков и прочих, ныне легкодоступных источников, попросту не существовало.

Разумеется, фотосъемки в Советском Союзе тех времен не обходились без проблем. Иногда мне приходилось объяснять бдительным сотрудникам безопасности, почему я снимаю, например, очередь за арбузами... именно таким образом я лишился нескольких пленок. В большинстве же случаев меня спасал студенческий билет и справка с кафедры, что моя работа связана с подготовкой диплома... эти документы я всегда носил при себе...

В послевоенное время и особенно в период холодной войны мало кому из иностранных фотографов удавалось беспрепятственно заниматься съемками в Советском Союзе. Из западных фотографов таким исключением был разве что француз Анри Картье-Брессон, основатель агентства Magnum. В СССР он работал дважды – сначала в 50-х годах, а потом в 1973-м. Жаль, что мы с его фотографиями, публиковавшимися в Париже и изданными в книжном варианте, смогли познакомиться гораздо, гораздо позже. Питая большое уважение к его творчеству, которое в студенческие времена мне было не очень-то знакомо, я интуитивно следовал его требованиям к фотодокументалистике: стремлению поймать в каждом кадре решающий момент, акценту на композицию и гуманитарному содержанию изображаемого.»

Ленинградский архив Иржи Тондла успешно разрастался, но, как это обычно бывает, далеко не все из тысяч негативов были – и могли быть – востребованы и использованы. Вот и на настоящей выставке есть несколько никогда прежде не публиковавшихся снимков. По мере того, как иллюстрированную прессу завоевывала цветная фотография и падал интерес к черно-белым снимкам, а также в связи с работой автора за рубежом, у него попросту не оставалось времени для обработки этих фотографий.

...Но вот близился 2003-й год – трехсотлетие со дня основания Санкт-Петербурга – и Иржи Тондл получил заманчивое предложение устроить выставку фотографий советского периода в галерее Университета штата Калифорния (Чико), а затем и в Институте искусства в Сан-Франциско. Предложение исходило от известного калифорнийского педагога и куратора фотовыставок Айры Латура, который инициировал и новую поездку автора в современный Санкт-Петербург, где ему предстояло дополнить и оживить ленинградский архив актуальными фотографиями. Эта поездка состоялась в праздничные майские дни 2002 года и была первой встречей Иржи Тондла с городом своей юности после окончания университета. И хотя начало 21-го века ознаменовалось массированным наступлением цифровой фотографии, автор в этой поездке вернулся к классическим методам 70-х годов прошлого века: снимал на черно-белую пленку обычным фотоаппаратом Bessa с объективами 15, 35 и 50 мм.

Настоящая выставка, так же как и американская пятнадцать лет назад, дополнена несколькими снимками, сделанными в мае 2002 года. После успеха калифорнийской выставки фотографии советского периода неоднократно презентовались на самостоятельных и групповых выставках, в том числе и на авторской выставке в Галерее братьев Люмьер в Москве. Предстать с ними перед петербургской публикой – высшая и самая трудная ступень для автора.

На родине Иржи Тондл основал частное фотоагентство Prague Photo Agency. Кроме того, он состоит в руководстве Ассоциации профессиональных фотографов Чешской республики, которая как единственная организация в стране защищает права и интересы профессионального чешского фотосообщества.

Выставленные документальные фотографии советского периода являются ценным свидетельством ушедшей эпохи, художественно выходящим за ее исторические рамки. Их актеры – обычные люди. Визуальный приоритет автора – обыденная жизнь. Как и требует жанр уличной фотографии, цикл представляет собой подборку не связанных друг с другом снимков, которые тем не менее, собранные авторским замыслом воедино, создают уникальную общую атмосферу, которая втягивает зрителя в чуть обозначенные истории и события отдаленной уже эпохи, предлагает ему вместе с автором пройти отрезок временного пути, подключив к восприятию изображенного свой собственный опыт, свои чувства и свое воображение. Предлагаем вам совершить это путешествие во времени и взглянуть на советскую эпоху глазами мастера чешской фотографии Иржи Тондла.

15 сентября 2018

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль