М. Н. Сотникова, редактор журнала «Костер» выпускница факультета журналистики СПбГУ 2003 года

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ЛЮБВИ К ЖИВОТНЫМ

Факультет наш я закончила в 2003 году, посему заниматься мемуарами мне рановато. Но какие-то, пусть самые предварительные, итоги подвести уже можно. Сейчас, когда появилась возможность остановиться и оглянуться, я со всей уверенностью могу сказать, что главным у меня всегда была анималистика.

Животных я любила с самого раннего детства, обожала зоопарк, зоологический музей и, конечно же, цирк. И, разумеется, постоянно мечтала о своем животном — пусть не о слоне, но хотя бы о кошке. Со взрослыми слонами мне разрешил познакомиться дрессировщик Юрий Юрьевич Дуров, а со слонихой-подростком Дашей — Наталья Юрьевна Дурова. Все эти встречи произошли в ту короткую пору, когда знаменитые дрессировщики были у нас, в городе на Неве, на гастролях. Видала я и других диковинных животных в домашней, точнее, гостиничной обстановке — громадных, с гуся величиной, попугаев, енотов, лисичек, даже удава и почти ручных обезьян. С большим удовольствием смотрела фильмы: и игровые, и научно-популярные, и документальные, и мультипликационные — о животных, собирала маленькую анималистическую библиотечку, с огромным вниманием слушала рассказы устные — сперва просто так, для интереса, а потом и для газетных интервью. Среди этих интервью самыми памятными были те, которые родились неожиданно, случайно, можно сказать, нежданно-негаданно!

Благодаря коротеньким объявлениям в газете «Реклама-шанс» я познакомилась с профессиональным змееловом и сборщиком яда, с настройщиком музыкальных инструментов по основному роду занятий и страстным охотником на досуге. Вот этот-то охотник однажды и нашел малюсеньких беспомощных лисят, которых взял к себе и приручил. Отправившись к нему в гости, я рисовала в воображении самые фантастичные картины проживания к тому времени уже почти взрослой лисы по кличке Алиса в довольно скромной по габаритам городской квартире, а встретила существо, ставшее совершенно ручным, совсем безобидным и очень смешным.

И вот тут-то самое время сказать о втором слагаемом моей специализации — о юморе. В общении с животными — самыми разными по породе и природе, по возрастам и повадкам, по среде обитания и мере прирученности — меня больше всего привлекало комическое в их поведении, а отнюдь не агрессивное, хищное, злое, на что так любят делать акцент в некоторых телепередачах и фильмах. Постепенно у меня стали складываться не только традиционные интервью, зарисовки, репортажи, но и комические этюды, юморески, короткие рассказы. Постепенно они начали выстраиваться в цикл «И звери в памяти живут». Юмор в этих материалах, что называется, сплошным не был — то там, то сям появлялась грустинка, а то и печаль и даже горечь — прежде всего потому, что жизненный век животных почти никогда не совпадает с жизненным веком человека. Об этом мне немало рассказывала Наталья Юрьевна Дурова. Но дело даже не только в особо «талантливых» цирковых животных, но и в самых простых. Одни из них остались в людской памяти в коротких воспоминаниях, другие были полноправными членами семьи, роль третьих вообще огромна. Например, конь Орлик спас моему дедушке М. А. Сотникову жизнь, вынеся его из жаркого боя к своим.

Итак, книга за книгой, фильм за фильмом, телепередача за телепередачей (я и до сих пор передачу «В мире животных» считаю одной из самых любимых), в какой-то степени — периодика (о животных пишут как-то мало и чаще всего — сенсационно)… Все эти слагаемые очень помогли мне в выборе творческой специализации.

По иронии судьбы на первом факультетском испытании, на творческом конкурсе, мне достался текст для анализа как раз анималистический по тематике! Это — самое начало. А вот — итог, дипломное сочинение. Его героем стал феноменально одаренный человек, всемирно известный дрессировщик, зоопсихолог, музейщик, кинематографист, педагог циркового искусства, общественный деятель и… публицист, прозаик, поэт, сатирик, карикатурист, живописец, скульптор Владимир Леонидович Дуров. Впервые в стенах университета защищалась дипломная работа, как говорят науковеды, на стыке следующих наук: истории журналистики, истории литературы конца XIX — начала XX века, истории кино, истории цирка и истории изобразительного искусства! Конечно, у В. Л. Дурова немало есть текстов, не имеющих прямого отношения к анималистике, но, во-первых, он не состоялся бы и как публицист, как литератор вне анималистической тематики, во-вторых, анималистика как бы пронизывает в той или иной мере, в том или ином виде и качестве почти все его сочинения.

Все собралось воедино: и любовь к миру животных, и интерес к. цирковому искусству, прежде всего дрессировке, и неустанный поиск комического в анимали-стике.

Дипломным моим руководителем любезно согласился быть Николай Лукьянович Волконский, который сам по ходу работы очень заинтересовался нашим исходным фактическим материалом. До сих пор ярчайшим воспоминанием о студенческих годах стоит перед глазами сцена защиты моего дипломного сочинения, оцененного на отлично. Мне думается, что эта оценка прежде всего творчества самого В. Л. Дурова, который впервые предстал перед нами как автор многих, доселе не ведомых и никем не собранных воедино текстов.

Такую работу я не могла не продолжить! Тем более, что архив моего деда, который был знаком со всеми членами династии Дуровых, был к моим услугам, потому что это наш домашний архив. Если в дипломном сочинении я мало уделила внимание младшему брату В. Л. Дурова Анатолию Леонидовичу, который был отнюдь не слабее старшего брата почти во всем, а в некоторых жанрах даже превосходил его, то в книге мы их роли выровняли. Так постепенно собрался солидный по объему материал на тему «Братья Дуровы как публицисты и писатели». Были кое-какие журнальные и газетные публикации, были две радиопередачи, но для того, чтобы показать творчество этих выдающихся деятелей литературы и искусства, требовалась книга. А дальше — еще более тяжелый путь!

Вы уже, конечно, догадались, что речь идет о поисках издательства! В ходе этих поисков мне не раз вспоминались слова из одного юмористического рассказа о современной литературной жизни. Опытный литератор говорит начинающему: «Написать-то и дурак сумеет! Ты напечататься попробуй!»

В конце концов поиски увенчались успехом — предложением заинтересовалось информационно-издательское агентство «ЛИК», генеральный директор которого В. Е. Левтов сам является литератором. Был заключен договор с довольно сжатыми сроками и серьезными требованиям к авторам (мы с отцом выступали в роли составителей, организаторов иллюстративного материала, комментаторов, а я еще — в роли автора предисловия и послесловия), и работа началась! Вот тут-то я и прошла второй университетский курс по нескольким предметам: что-то углубленно повторила, что-то постигала заново. Во всяком случае, это было интенсивное и очень ответственное продолжение образования.

Под самый новый, 2005-й, год в мой дом вошел самый дорогой после диплома об окончании журфака подарок — сигнальный экземпляр почти двадцатилистного сборника в твердом красочном переплете «Братья Дуровы на литературной арене» с девизом «Впервые вместе». Действительно, талантливейшие каждый сам по себе братья дружны, мягко говоря, не были. Но это — уже особая тема, выходящая далеко за пределы моей задачи как одного из авторов сборника, посвященного 60-летию нашего факультета.

…Я держала в руках пахнущий типографской краской томик и повторяла про себя: «А ведь все началось с любви к животным!»

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация