Пипия Б. М. ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ — ЭТО ЧАСТЬ МОЕЙ ЖИЗНИ

Б. М. Пипия, собкор «Независимой газеты», выпускник факультета журналистики СПбГУ 1986 года

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ — ЭТО ЧАСТЬ МОЕЙ ЖИЗНИ

Факультет журналистики — это небольшая часть моей жизни, но очень значимая. Факультет — это прежде всего веселая студенческая жизнь, сессии и мое совершенствование в нелегкой профессии журналиста. Почему я выбрал именно эту область? Самый честный ответ всегда прост. Как и многие, я хотел стать известным, знаменитым. Еще в детстве я хотел увидеть свою фамилию на обложке мною написанной книги, в газете под статьей. Это стало моей навязчивой мечтой, потом идеей, а затем смыслом жизни. Наверное, именно тогда я по-настоящему понял, чего я хочу. Я очень счастлив, что встал на свой путь, сам увидел его. Очень часто люди не могут найти его, может быть, просто и не ищут. Я тоже не искал, мне просто повезло.

Увидев в 19 лет город, основанный Петром Великим, с его великолепными дворцами, разводными мостами через Неву, я влюбился в его тихую пасмурную романтичность. Поступив в 1981 году, после подготовительного отделения, на журфак, я имел уже опыт работы в районной газете. Правда, зарплаты я там не получал, зато получал огромное удовольствие и хоть небольшой, но опыт.

Когда я был студентом, в Ленинграде выпускали только четыре городские газеты: «Ленинградская правда», «Смена», «Вечерний Ленинград» и «Ленинградский рабочий». Я думаю, можно себе представить, как сложно было туда устроиться работать. Поэтому начал я в журнале «Нева». Журнал пользовался популярностью среди читателей, был интересен и имел «зеленый свет». В нем можно было писать и писать много. В основном это были статьи о новых исследовательских работах в литературной области, а также о науке.

Когда вспоминаю факультет, хочется всегда немного похвастаться. О том, что я был не просто студентом, который просидел пять лет за партой и ушел, о том, что я привнес новое в жизнь самого факультета. Это был выпуск стенгазеты «Молодой журналист», в которой в течение трех лет я являлся главным редактором. Помню, с каким энтузиазмом мы, можно сказать, возрождали эту газету, сделали ее еженедельной. Она стала пользоваться популярностью среди студентов, и многие с интересом отслеживали ее материалы. Помню восторг, который не передать словами, когда она заняла первое место в межвузовском конкурсе! А все потому, что писать хотелось всегда. И я относился к этому со всей душой. Заметьте, такое редко бывает, когда работа приносит колоссальное удовольствие, когда ты готов свернуть горы. Куда бы я ни шел, чем бы ни был занят, я всегда хотел запечатлеть мир в статье. Внутри себя я чувствовал порыв писать, донести мысль до читателя. Журналистика в России с момента ее рождения, с 1702 года, часто выполняла роль трибуны для отстаивания чьих-либо интересов или умалчивания каких-либо «ненужных» фактов, противоречащих системе власти. Так же и в мое студенческое время умолчали юбилей настоящего знатока русской литературы Дмитрия Лихачева. Ни одно издание не собиралось на своих страницах удостоить поздравлением к 75-летию известного деятеля русской культуры. По указке партии было запрещено упоминать его имя в СМИ. Причиной этого стало то, что Лихачев выступал против Г. В. Романова. Я решил написать о Дмитрии Лихачеве. Ни одна газета не приняла у меня материала. Тогда я поступил хитро, отдал в издание, которое не специализировалось в данной области. Естественно, издатели не могли знать о таких тонкостях. Статья с поздравлением вышла в номере «Ленинградского речника». Для меня это был не столько подвиг, сколько просто человеческий поступок. После того, как академик выразил лично мне свою благодарность, я был горд собой. Это был шаг на пути к новым испытаниям. Испытаниям характера, силы воли, духа, которые готовила жизнь. Некий тест-драйв кропотливого усердия, а главное, человечности…

Итак, факультет. Моя параллельная жизнь в теории журналистики. Как и у любого студента, у меня остались в памяти какие-то моменты университетской жизни. Например, первый экзамен. Название звучало угрожающе: «История партийной журналистики». Предполагаю, для современных студентов незнакомый. Видите, как меняется время. Принимал его тогдашний декан А. Ф. Бережной. Ну вот, тяну билет и ничего не могу в нем понять. В общем, ситуация немного знакомая любому студенту. Думаю, что рассказывать, что отвечать? Пришлось опять схитрить, прикинуться иностранцем, ведь с них спрос меньше. Меня спросили о том, правда ли, что за границей говорят, что советские журналисты пишут по указке партии. Я ответил, что советские журналисты пишут не по указке партии, а по велению сердца. А сердце принадлежит народу, а народ — партии. Чем я очень обрадовал преподавателя и получил первую в своей жизни пятерку. Но затем оказалось, что это были билеты за другой курс.

Помню, как ездили всем курсом в колхоз, копали картошку. На первом курсе я активно участвовал в студенческой жизни, а затем стал сотрудничать почти со всеми газетами Ленинграда, и времени на баловство уже не было. Печатался в «Смене», в «Московских новостях», в журнале «Аврора» и др. В общем, всегда любил активный образ жизни. Как говорится, каждый из нас есть то, что он сумел сделать со своим временем. Мое расписание сводилось к учебе до обеда, потом я ежедневно брал несколько интервью и писал до ночи. Но это были не тяжкие черные будни. Потому что мне это доставляло удовольствие, мной двигало истинное желание писать, видимо, оно руководило мной, давало мне стимул и приводило к успешным результатам. Ведь уже на втором курсе я печатался в самой главной газете — «Ленинградская правда». В то время студентом было туда не попасть, но у меня получилось. Нет невозможного, есть только люди, которые не могут чего-то сделать и называют это невозможным. Известная пословица «Терпение и труд все перетрут», действительно, была тогда актуальна. Потому что, на мой взгляд, мне очень помогло трудолюбие, а оно совместимо только с желанием. Там я стал по-настоящему зарабатывать. Я получал в четыре, в пять раз больше инженера. Не только для студента, но и для опытного журналиста это был просто фурор!

В 1989 году меня пригласили на постоянную работу в «Ленинградскую правду», для меня это была сенсация и настоящая победа.

Вы спросите, чему научил меня факультет, ведь я и так уже печатался?

Скорее всего, тому, что моя практика подкреплялась теоретическими знаниями. Это очень важно. Преподаватели исправляли мои ошибки, оттачивали мое мастерство. Я расширял свой кругозор в области журналистики. И, конечно, общение с ребятами и веселая студенческая жизнь.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль