ПРАВДЮК Виктор Сергеевич, главный редактор телевидения и радиовещания студии «Культура», выпуск 1967 года

ПРАВДЮК Виктор Сергеевич, главный редактор телевидения и радиовещания студии «Культура» (Санкт-Петербург), выпуск 1967 года

Виктор Правдюк и его история

Не каждый из нас с вами держал в руках отречение Николая II от престола. А если бы кому и удалось подержать, то не каждый бы задался вопросом – почему отречение написано на обыкновенном листе, вырванном из блокнота. Виктор Правдюк – из тех, кто держит такие документы в руках и потом выясняет – что да как. «Как мне вас представить читателю?» - «Журналист». Так и условились: никаких регалий, званий, просто журналист. И ещё выпускник факультета журналистики Ленинградского госуниверситета. Он каждый год приходит в гости на родной журфак. Есть, что сказать, есть, чему поучить.

Война, которой нужна любовь

Дни истории проходят на факультете третий год подряд, и каждый раз Виктор Сергеевич ставит такие вопросы, после которых хочется пойти в архив и провести там жизнь. Этой осенью Дни истории посвятили юбилею Первой мировой войны. Правдюк прочитал лекцию для студентов с красивым названием «Война, которой нужна любовь». По нему сразу заметно, что журналист – его речь так насыщена образами и сравнениями, что в каждой его афористичной фразе слышатся заголовки и названия. «Истории XX века ещё не существует!» – чем не заголовок? Звучит громко, но лектор за один час доказывает, почему этой истории нет: «До сих пор в нашей стране отсутствует единый учебник истории, потому что история наша была подавлена идеологией. Мы до сих пор живём под опекой проекта Сталина, повторяем его формулы. В учебниках мы пытаемся примирить ангелов и демонов». Правдюк против такого подхода, настаивает на нравственной основе, по которой надо мерить отечественную историю и здесь же вздыхает: «Нравственные вопросы выпали из истории XX века. В мире стало меньше чести и благородства. Это уже музейные ценности».

Он ссылается на теорию биолога Конрада Лоренца, который изучал поведение животных в критических ситуациях и доказал, что человек ничем не отличается от животных – он так же копит агрессию и обращает её против себе подобных. Помните, в рязановском «Гараже» приводится пример: как киты спасают кита, а человек уничтожает человека. И выходит, что любой конфликт за место под солнцем (или за гараж в фильме Рязанова) – маленькая война. И в совокупности такие маленькие войны, такая погоня за «счастьем» по головам других – может приводить к войнам большим. Мы чрезвычайно агрессивны даже в быту, даже в троллейбусе. Раздражён тот, кто считает жителей Украины фашистами. Не менее раздражён тот, кто требует вернуть Крым обратно Украине. Мы через сто лет после Первой мировой быстро привыкли к сводкам о гибели мирных жителей в соседней стране. Гибель эта не служит поводом остановить агрессию, напротив, она подогревает горячие споры в социальных сетях и СМИ. Какое-то тупое воодушевление.

– Начало Первой мировой встречается с небывалым воодушевлением повсюду – в Мюнхене, Лондоне, Петербурге, Париже. Самые воодушевлённые пошли убивать друг друга, – напоминает Виктор Правдюк.

Он – севастополец, часто бывает в Украине, выступает на тамошнем телевидении и говорит про агрессию, которая там создана: «Если промывать сознание по Геббельсу, то довольно быстро вы получите совершенно невероятный успех. Агрессия появляется благодаря созданию образа врага. Там создан такой образ – русский человек. Новое поколение украинцев ненавидит русских. Не только на Волыни или в Карпатах, это заметно в обычных школах Днепропетровска и Одессы».

– Если такой образ создан, то каковы мотивы создателей?

– Мотивы простые – разрушать нашу с вами родину. Надо создать рану, которая будет все время полыхать на границах России. Мы можем ненавидеть украинцев? Вот мы с вами вдвоем их ненавидим? – уже меня спрашивает Правдюк.

– Нет, конечно. Скорее будем равнодушны, но точно без примеси ненависти.

– Вот именно, а у них многие ненавидят русских.

– Но у нас ведь в России тоже есть люди, которые говорят жуткие вещи про Украину…

– Конечно. Живут журналисты, выпрыгивающие из штанов, но в масштабах страны у нас нет ненависти.

– В этих масштабах появляются люди, которые называют Россию «рашкой». Ненависть направлена на свою же страну. Откуда это?

– А это распространённое заблуждение о том, что наше отечество живет не так, как надо, оно не даёт всех привилегий, мы являемся социальными изгоями. Такое заблуждение быстро разрушается, когда выезжаем в Европу.

– Почему? Нам же нравится причёсанные газоны…

– Это если мы воспринимаем Европу, как туристы. Но мы же не представляем, как живет рядовой англичанин или итальянец. Вы хотите мыть посуду в грязной раковине, экономить воду? Вы хотите сидеть без работы? А мы в России живём достаточно привольно, просто не ценим. Какие нам хочется ковриги, свободу? Путь к добру – путь ограничений своего богатства, своих желаний. Путь к добру – это не только права, но и обязанности – а это слово у нас не в чести. Дай нам права, а там мы уже разберемся. Дай-дай-дай. Советский принцип – я с голоду не умру, мне дадут. Войнами, коллективизацией в нашем народе убито то, что Гумилёв называет пассионарностью. Возьмем молодую семью, им трудно сейчас. Берите землю, работайте, берите ссуду, да, дизельное топливо дороже, чем бензин, это безобразие, но берите, пробуйте, заводите хозяйство, торгуйте. Энергия отсутствует.

Спросите у бабушки

Как предотвратить конфликты, подобные войне на Украине? Правдюк считает, что надо знать хорошо историю своей страны, чтобы не наступать на грабли – и начинать надо знать эту историю снизу, с семьи восстанавливать историю той же Первой мировой. А как?

– У многих из нас дома пылятся фотоальбомы с фотографиями дедов, воевавших в тех войнах. Идите во вновь открытую Ратную палату в Царское село – главный музей Первой мировой. Несите туда фотографии, письма, там работают специалисты, которые помогут опознать, рассказать. У бабушки поспрашивайте подробности, поинтересуйтесь…

На лацкане пиджака Виктора Сергеевича прикреплён значок с Бородинского поля. Его там выдают тем, чьи предки сражались в 1812-м. У него там воевали сразу двое дедов – с французской, и русской стороны.

Как ещё восстанавливать историю – изучать труды профессионалов. Правдюк и его команда регулярно выпускают документальные фильмы – кто-то не согласен с их точкой зрения на те или иные события, но это один из источников. Журналист Правдюк даёт слово экспертам, собирает их в одном месте (фильме), чтобы мы не бегали за ними по институтам и архивам. На блюдечке, только посмотрите. В кинотеатрах их фильмы не крутят, но есть интернет, в котором всё можно найти – и 96 серий о Второй мировой («Вторая мировая война 1939-1945. День за днём»), и 32 серии о Первой («Великая и забытая»). Сейчас по каналу «365» идёт фильм «Полководцы», когда пойдут финальные серии, пираты выложат в интернете. Но Виктору Сергеевичу не жалко – «берите всё, воруйте, показывайте». Потому что не ради денег делает своё дело. «Главное, чтобы в сознании человека появилось понимание – всё сегодняшнее с ним случилось там, ещё в той войне, не потом случилось, а тогда».

Такому отношению к своему труду надо учиться. Создатели этих фильмов не халтурят. Правдюк гордится: «У нас сложилась творческая бригада из людей, которые не будут спрашивать: когда деньги, а деньги вперед, а почему я, а тяжело, а надо выспаться. Я сам стараюсь принимать участие во всём – за оператора кофр надо нести, чтобы у оператора руки не дрожали».

– А как Ваши дети относятся к тому, что Вы делаете? Спорят с Вами, равнодушны?..

– Так случилось, что мои дети работают со мной. Оба моих сына – режиссёры и монтажёры в наших фильмах. Одну серию выпускает старший сын, другую – младший сын, третью – я…

«Спорят с Вами, равнодушны…». А тут, оказывается, целый семейный подряд. Они вместе делают одно дело – ищут, пробуют, задают вопросы.

На вопрос об отречении Николая II Правдюк отвечает так: «Когда я держал в руках этот вырванный из блокнота листок, я спрашивал себя: неужели в императорском поезде не нашлось приличной бумаги? Что там произошло? Я думаю, что Николай II был арестован генералами».

Почему Первая мировая закончилась для России крахом? Гость факультета вспоминает 1916-й и 1917-й: «Тогда русское общество и императорская армия пошли разными дорогами. Русское образованное общество решило сменить государственную систему. Не стало императора, армия перестала воевать, другую создать не удалось. Самые ценные люди сидели в окопах, а дезертиры в тылу – митинговали и издавали газеты». И сразу мостик к 2014-у: «России сегодня надо прекратить дискуссии о том, что делать и кто виноват. Эти вопросы нас разделяют. Мы должны быть единой нацией. Если правительство делает что-то не так – критиковать его. Но перестать стоять на той позиции, на которой уже стояло наше общество в 1917 – правительство плохое, мы сделаем лучше. Надо не только критиковать, надо предлагать и помогать». Правдюк в своих фильмах предлагает и помогает. Ищите в интернете, он разрешил.

Егор Королёв

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль