КИБИТОВ Андрей, руководитель пресс-службы губернатора Санкт-Петербурга, выпуск факультета журналистики СПбГУ 1998 года

Андрей Кибитов, Начальник Управления информации — руководитель пресс-службы губернатора Санкт-Петербурга, Член Санкт-Петербургского союза журналистов, выпускник факультета журналистики СПбГУ 1998 года.

Андрей Кибитов: Журфак дает много возможностей для самореализации.

— Стать журналистом — это был Ваш осознанный выбор профессии?

— Да, это был вполне осознанный выбор. Определился я в классе десятом. Еще с детства меня привлекала журналистика. В пятилетнем возрасте я вырезал заголовки газет, очень нравилось смотреть карикатуры в «Правде». А еще помню, как в четвертом классе я попросил бабушку купить мне печатную машинку. И потом мы с друзьями сидели и печатали на ней, представляя, будто делаем отчеты, доклады т.д. В старших классах у нас в школе действовал журналистский кружок. Запомнился случай, когда во время урока физкультуры учительница позвала меня на выступление редактора одной городской газеты. Наверное, я уже тогда понял, что хочу быть журналистом.

— Какое самое яркое впечатление связано у Вас с журфаком?

— Самое яркое впечатление — сам журфак. Он дает много возможностей для самореализации. Мы, например, много времени проводили на студии факультета. Думаю, что уже со второго курса необходимо начинать журналистскую практику.

Еще вспоминается наша учебная работа — фильм ко Дню Победы с участием дикторов радио блокадного Ленинграда. Это была наша первая крупная журналистская работа.

— Вы согласны, что журналистика — это одна из тех профессий, которая занимает мысли 24 часа в сутки?

— Как журналист-информационщик могу это подтвердить. Журналистика, в особенности телевизионная, требует стопроцентной отдачи, расслабляться нельзя, ты должен быть постоянно на связи, постоянно в информационном тонусе. Вспоминаю свою работу корреспондентом: репортаж отснят, приезжаем в студию, монтируем, из аппаратной мчусь к режиссеру и уже в тот момент, когда звучат слова: « об этом в репортаже Андрея Кибитова», забрасываю кассету в плеер.

— Очень часто журналисты входят в первую десятку списка «Самых стрессовых профессий», вы согласны с такими оценками?

— Определенно работа на телевидении и радио наиболее стрессовая. Хотя, наверное, на радио в меньшей степени, потому что на ТВ, даже если ты ночью снимал репортаж, голова болит, все равно должен настроиться и работать на камеру. Это еще раз доказывает, что именно на телевидении работают люди, глубоко преданные своей профессии. Продемонстрировать эту мысль могу таким примером. Ежегодно на конкурсе журналистов «Золотое перо» вручается традиционный губернаторский приз. В этом году его из рук Валентины Матвиенко получил старейший оператор ленинградского-петербургского телевидения Сергей Романович Иванюхин. С ним я познакомился, когда еще только начинал свою работу на телевидении. Сегодня Сергею Романовичу уже около 70 лет, он до сих пор остается преданным своему ремеслу и молод душой.

— Как Вы применили свой журналистский опыт на новом месте?

— Мы были первым регионом России, который начал интернет-трансляции заседаний правительства. Вы можете их видеть каждый вторник в 10:00. Должен отметить, что по данным счетчика посещаемости, трансляции на официальном портале gov.spb.ru смотрят не только в России, но и во всем мире. Это очень актуально, например, для бизнесменов, потому что решения правительства города во многом определяют стратегию их работы.

Другой интересный проект был посвящен 65-летию Победы — портал leningradpobeda.ru, в основу которого было положено создание «виртуального музея», куда любой человек мог бы прислать информацию о своих близких и военную историю своей семьи. У нас был один примечательный случай, когда бабушка принесла розочку-брошь, покрытую фосфорной краской. Оказывается, детям в блокадном Ленинграде давали такие розочки, чтобы они не терялись в темноте. Электричества ведь практически не было. Буквально за три месяца мы собрали огромное количество материалов и свидетельств того времени. И даже сейчас, несмотря на то, что мы уже активно не продвигаем этот проект, люди продолжают им интересоваться. Между прочим, проект портала полностью находился на внебюджетном финансировании: спонсорами выступили предприятия, работавшие в блокаду, такие как «Водоканал», ГУП «ТЭК» и многие другие.

— Какие еще ноу-хау Вы используете в работе пресс-службы?

— Активно осваиваем Twitter. Вице-губернатор Михаил Осеевский, например, в ходе переписки в сети пригласил студента Федора Горожанко обсудить сферу ЖКХ. Также в Смольном действует своя телевизионная студия. В ней записываются обращения губернатора, членов правительства. В скором времени будут и новые интернет-проекты, связанные с медийной сферой. Совсем скоро у правительства города появится своя страничка в социальной сети «В контакте».

— Есть ли у Вас кумиры среди журналистов?

— На первое место я поставил бы Леонида Парфёнова, выпускника нашего факультета. Он профессионально работает с фактами, пишет классные тексты. Это человек, который нашел себя, свой стиль, создает качественный, информативный, обучающий и в то же время развлекательный материал.

Из телевизионных ведущих я выделил бы Сергея Брилёва и Евгения Ревенко.

— Какие дополнительные знания необходимы в деятельности руководителя пресс-службы?

— Для управления пресс-службой требуются далеко не поверхностные знания в области экономики и политики. Экономикой я интересовался еще в школе и даже планировал поступать на экономический факультет, но тяга к журналистике одержала верх. С политической жизнью столкнулся позже, работая руководителем аналитического отдела телепрограммы «Петербургские Вести». За время учебы на факультете научился фото- и видеосъемке. В свое время имел большой опыт работы с камерой.

Особое внимание нужно уделять грамотности и стилистике русского языка. Ведь грамотно составленное предложение лучше «доходит». Этому, кстати, очень хорошо учат на факультете.

— Андрей Сергеевич, в публикации «Для кого работают пресс-службы?» Антон Мухин, политический обозреватель журнала «Город», отвечает на этот вопрос так: «Я не думаю, что пресс-службы должны помогать журналистам. Их основная задача — показать максимально выгодный информационный фон, создающий представление о деятельности ведомства, которому они служат. А задача журналиста — собирать интересную информацию». Что Вы думаете по этому поводу?

— Я полностью согласен с Антоном Мухиным. Почему-то журналисты считают, что пресс-служба обязана выложить им информацию на блюдечке. Журналисты должны сами добывать информацию, а главное, тщательно проверять ее. Пресс-служба в свою очередь должна быть всего лишь помощником. Стыдно когда современные журналисты считают, что, переписав пресс-релиз, сделали хороший материал. Хорошим примером в этом смысле можно назвать Анну Пушкарскую, объявленную журналистом года на церемонии награждения конкурса «Золотое Перо 2010». Ее публикации глубоко профессиональны.

— Вы являетесь другом факультета, часто проводите круглые столы в рамках зимних школ и конференций. Занимаетесь ли Вы преподавательской деятельностью?

— Я преподавал журналистику в одном из частных вузов. Считаю, что каждый человек, добившийся чего-то в своей профессии должен передавать свой опыт. Будучи на пятом курсе я преподавал в школе по субботам мастер-классы по журналистике. Проводил занятия со студентами и на журфаке, когда учился в аспирантуре. К сожалению, обучение в аспирантуре я не закончил, потому что когда пришло время сделать выбор между продолжением учебы и работой на телевидении, я выбрал телевидение. Скажу, что очень приятно встречать своих студентов. Недавно, во время рабочей поездки, встретил девушку, которая как раз была участницей мастер-классов, проводимых мной в школе. Она рассказала, что именно наши занятия подтолкнули ее к будущей профессии. Сейчас она успешно работает в журналистике.

Беседовала Кристина Константинова

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация