БАРАНОВ Максим, гл. редактор, руководитель проекта журнала «Колеса», выпуск 2001

БАРАНОВ Максим, гл. редактор, руководитель проекта журнала «Колеса», выпуск 2001

Максим Иванович Баранов, гл. редактор, руководитель проекта журнала «Колеса», выпускник факультета журналистики СПбГУ 2001 года

М. БАРАНОВ: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ СЕБЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ — КАК ФИНАНСОВО, ТАК И МОРАЛЬНО

— Максим Иванович, что побудило вас пойти учиться на факультет журналистики, и изменил ли он ваши взгляды на жизнь?

— Я поступал на журфак после армии, и это был осознанный выбор. На первом курсе мне было уже 22 года, пройдя армию и побывав в горячих точках, я сформировал свое отношение к окружающему миру, так что ни поступая в университет, ни выпустившись из него, я не был ни «зеленым» школьником, ни «желторотым» студентом, все-таки армия — это большая школа жизни. Журфак не изменил моего мировоззрения, моих взглядов на жизнь, но за что ему огромное спасибо – это за гигантский объем ценных знаний. Вместе с этим у меня разрушились иллюзии, такие как бывают у студентов-актеров, что я выйду из университета и всем сразу буду нужен. На самом деле это абсолютно не так, и не потому, что мы все были такие бестолковые, а потому, что для того, чтобы стать кому-то нужным, необходимо себя правильно зарекомендовать, потому, как говорят, что ты полжизни будешь работать на свое имя, а потом только это имя начнет работать на тебя. Как это ни банально звучит, всего нужно добиваться самому, а не ждать чьей-то помощи или пока манна небесная упадет тебе на голову (скорее, над тобой пролетит корова).

— Расскажите, пожалуйста, про свой курс: чем вы занимались в свободное время, как отмечали праздники?

— Вообще у нас был несколько странный курс. Наш поток был поделен на несколько таких группировок, достаточно автономных, поэтому как отдыхали одни, а как другие, мы не знали. Что касается нас, то мы играли в футбол. Мы играли за факультет журналистики, у нас была своя футбольная команда. Ездили в Петродворец, играли там. Мы вели спортивный образ жизни, играли в волейбол, в баскетбол, нам это было интересно, вплоть до пятого курса. Праздников мы так особо вместе не отмечали, если только Экватор, и то кто-то на него пришел, кто-то нет. Все-таки у всех были очень разные взгляды: кто-то слушал Валерия Меладзе, а кто-то «Нирвану».

— Не жалеете ли вы о том, что выбрали своей специальностью именно журналистику?

— Существует мнение, что журналистика — это даже не профессия, а призвание. Я не жалею, что выбрал журналистику, считаю это своим призванием, так как человека можно научить правильно писать, брать интервью, выражать свои мысли, но настоящая журналистика — это нечто большее, это должно исходить изнутри человека, должна быть какая-то искра. Единственно, что хочется всегда большего и хочется прямо сейчас, а не когда-то там. Это очень трудно, приходится от чего-то отказываться, прилагать усилия, а все равно «все и сразу» не бывает.

— Существует ли у вас свой образ идеального журналиста?

— У меня нет определенного идеала журналиста, которому я хотел бы подражать, но есть такие журналисты, которые, на мой взгляд, заслуживают уважения и у которых есть чему поучиться. Таким для меня является ведущий программы «Однако» Леонтьев. Меня поражает то ли эта его харизма, то ли его профессионализм: он умеет выстраивать свою программу так, что на протяжении 10 минут не дает возможности зрителю переключиться на другой канал. Потом мне очень нравится Привалов — это журналист, экономист. Экономика — это очень сложная тема, а он находит такую золотую середину, что его интересно читать и профессионалам, и дилетантам. Колесников из «Коммерсанта», который пишет репортажи, — он подмечает всякие мелочи и раздувает из них огромные сатирические материалы, тоже очень забавно их почитать.

— Была ли у вас мечта, которую вы хотели воплотить в жизнь после окончания университета, и удалось ли вам ее реализовать?

— Когда я пошел учиться на журфак, я достаточно активно занимался спортом, и меня всегда раздражали питерские спортивные новости, потому что они мне казались скучными и неинтересными, и тогда моей мечтой было стать ведущим новостей спорта. Я хотел внести в них живость, динамичность и таким образом привить людям интерес к спорту. Но это, скорее, было детской мечтой, иллюзией, что я смогу прийти и все изменить. На тот момент у меня не было возможности это осуществить, потому что не было ни опыта, ни связей. Потом все иллюзии, что я могу «изменить мир», прошли, и я пошел работать по той профессии, по которой учился, а учился я на кафедре современной периодической печати, так я и пошел работать в газету.

— Чем вы занимались после окончания университета?

— После окончания факультета я вначале работал корреспондентом, потом обозревателем, потом заместителем главного редактора журнала «Лучший выбор». Этот журнал входит в структуру издательского дома «Автовитрина», основным профилем которого является выпуск газет и журналов для автомобилистов. С него я начинал свое вхождение в большую журналистику, хотя и до того работал в очень интересных изданиях, таких как «Калейдоскоп», «Невское время», «Новости Петербурга», «Попутчик». Из «Лучшего выбора» я ушел в «Деловой Петербург», где был собственным корреспондентом газеты в Москве. Писал оттуда в Петербург, встречался с интересными людьми в правительстве, так или иначе влияющими на нашу с вами жизнь, и некоторую информацию узнавал чуточку раньше, что тоже было очень занимательно. Оттуда уже мне поступило предложение перейти в газету «Метро» на должность шеф-редактора, поскольку газета тогда ставила перед собой большие задачи. В то время она выходила два раза в неделю, потом три раза, и, собственно, моей задачей было наладить работу редакции так, чтобы газета выходила ежедневно. Ну и, естественно, нужно было внести некоторые изменения в содержание, дизайн, набрать новую команду. Я считаю, что мне это удалось. Сейчас газета практически принадлежит иностранному холдингу, который владеет всеми газетами «Метро» в мире, а это более 17 стран, я думаю что следующим шагом будет выпуск газеты в других городах России и в первую очередь, конечно, в Москве.

— Получали ли вы когда-нибудь такую информацию, владение которой было связано с риском для жизни?

— Ничего криминального, информации с риском для моей жизни я не получал, просто иногда говорили: «Лучше вам этого не знать». Особенно так любили говорить в Российском союзе промышленников и предпринимателей, куда входят все наши олигархи.

— Какие знания из полученных на факультете вам пригодились в работе, а какие нет, и каких, на ваш взгляд, знаний вам не хватало?

— Чего мне не хватало в профессии после окончания факультета — так это навыков менеджмента, потому что на определенном уровне журналист перестает быть журналистом и в какой-то степени становится менеджером. Нужно понимать, что должность замредактора, редактора, шеф-редактора — это должность менеджерская. Здесь помимо навыка написания статей требуются навыки управленца, как психологические, так и экономические, может быть, даже и маркетинговые. Мне лично пришлось изучать все это практическим путем, методом проб и ошибок. Что было очень хорошо и важно — это то, что на факультете учили писать, учили владеть разными жанрами – эссе, очерк и так далее. Тогда нам казалось это ненужным, потому что на тот момент времени в газетах не использовались такие жанры. Хотя сейчас я тоже не могу сказать, что их очень много, но газеты уже начинают поворачиваться к читателям с другой стороны: они меньше уделяют внимания криминалу, расследованиям, убийствам, каким-то «желтым» темам, вроде как «собаке пришили ногу от другой собаки» или «мальчику пришили руку от другого мальчика». От этой пошлости газеты постепенно уходят, и журналистам нужны уже другие навыки, а у них этих навыков нет. Требуются другие подходы к работе, а люди не умеют владеть элементарными жанрами, которые дает журфак, а это необходимо. Еще я считаю, что журналист должен получать второе высшее образование, потому что журналистов много, а журнали-стов со специфической направленностью единицы. Времена, когда каменщик мог стать генеральным директором завода, прошли, и сейчас человек должен быть специали-стом в какой-то области, и только в этой области он может продвинуться выше. Всегда нужно ставить себе высокие задачи, а если этого не делать, то можно всю жизнь протаскаться по пресс-конференциям и, в конце концов, сказать, что жизнь не удалась.

— Какова ваша личная формула успеха? Что бы вы могли посоветовать и пожелать современным студентам-журналистам?

— Сегодняшние студенты должны понимать, что журналистика становится таким же родом бизнеса, как, скажем, металлургия, нефтедобыча, фармакология и прочее, и газета, в первую очередь, должна проносить деньги. Ни один нормальный человек не хочет всю жизнь быть корреспондентом-репортером. Потому что, став им в двадцать лет и побегав по городу, к двадцати пяти ему надоест, что у него вечно мокрые ноги, к тридцати он устанет от всевозможных конференций и ему захочется большего. Соответственно человек должен постоянно расти, или он должен сидеть дома и писать книги.

Максим Николаевич Ким на первом курсе сказал нам потрясающую фразу: «Вы не сможете много лет работать в ежедневной газете, потому что это колоссальный труд, и вы лишаете себя всего остального, всего что вокруг вас». У многих складывается такое ощущение, что журналистика — это нечто вроде «пришел к часу на работу, сотворил там что-то, и хорошо, если есть вдохновение, а если его нет, то пойду домой и приду завтра, когда захочу, встану, не торопясь выпью кофе, приму ванну…». На самом деле это все не так, и журналистика – это ремесло, и надо «пахать», для того чтобы добиться каких-то результатов. В какой-то момент человек должен сделать выбор: либо он «пашет» дальше, либо создает собственный проект. Либо должен идти в журнал, который выходит раз в месяц, в котором он сможет не торопясь творить, тогда у него появится время на семью. Нужно себя готовить к тому, что журналистика — это очень сложная работа, и времени больше ни на что не остается. Я как раз тот случай, когда у журналиста времени на личную жизнь нет, поэтому у меня и нет семьи. Я пока и не хотел бы, потому что хорошо, если попадется понимающая жена, но уходить в 8 утра, когда ребенок еще спит, и приходить в 10 вечера, а то и позже, когда он уже спит, — это тоже не вариант.

Еще современные студенты должны четко понимать, что журналистика — это не выражение собственных взглядов в газете, в журнале, а это выражение тех событий и настроений, которые происходят в обществе.

Что касается формулы успеха — это в первую очередь оставаться самим собой, независимо от того, какие взгляды исповедует твой начальник. Всегда стремиться к росту, и не за счет «хождения по головам», а за счет упорного получения собственных знаний и навыков, и тогда, уверяю вас, работа будет вас сама находить. И конечно, ни в коем случае нельзя себя недооценивать — как финансово, так и морально.

Современным студентам я могу пожелать, во-первых, больше времени уделять учебе — это очень важно. Факультет дает огромный багаж знаний, и все что вам остается — это его получить и научиться правильно использовать. Во-вторых, нужно проявлять больше самостоятельности и усидчивости в получении знаний, как теоретических, так и практических.

Интервью взяла К. Забродина

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль