Образ Ленина и Сталина в советской печати 1930-х годов

Инна Иендеевна Син

Научный руководитель д. филол. н., проф. Г. В. Жирков

Аннотация. В статье раскрывается роль советской печати в процессе мифологизации образа Ленина и Сталина; определяются механизм создания этих образов и основные формы использования Сталиным образа Ленина и теории ленинизма для укрепления своей власти на примере содержания газет «Правда» и «Комсомольская правда» за 1928 – 1932 гг.

Автор выражает благодарность К. А. Алексееву за помощь в подготовке данной публикации.

Рубеж 20-х–30-х годов – период укрепления во власти нового руководителя Советского Союза Иосифа Виссарионовича Сталина. Именно во время первого пятилетнего плана закладывался фундамент будущего культа личности. Это стало началом большой компании по созданию мифологизированного образа вождя.

Если рассмотреть этот процесс детально, то становится ясно – эффективность и успех этой программы были обеспеченны несколькими фактами.

Первая причина заключается в системе печати, сформировавшейся в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Она была способна отвечать партийным требованиям – играть роль главного пропагандиста, агитатора и организатора. Став массовой, дифференцированной, подконтрольной партии (1, 2, 3), печать была главным средством продвижения мифологизированного образа Сталина. Также на страницах газет формировалось новое представление о существующей идеологии. Появляется «принцип партийности» (1) – своего рода идеологический стандарт, к которому как к шаблону примерялись разные идеи. Суть этого стандарта определялась не кем иным, как Сталиным, то есть его пониманием ленинизма. Поэтому трактовки ленинской теории, отличные от версии генсека, определялись как «оппортунистические».

Основной целью использования печатных средств массовой информации властями была манипуляция сознанием и поведением масс, путем создания и продвижения мифов. Процесс политической мифологизации носил всесторонний характер. Одним из его объектов было настоящее – на страницах печати активно создавался образ экономически развитого и успешного Советского Союза. Также корректировке подверглось и прошлое, то есть история. Этот процесс был активирован Сталиным, его статьей «О некоторых вопросах истории большевизма. Письмо в редакцию журнала “Пролетарская революция”» (ноябрь 1931 г.) (4; 86). После этого материала была развернута целая компания по «переделке» истории, направление которой задавал генсек, начиная с разных «замечаний» к учебникам истории и заканчивая «Кратким курсом истории ВКП (б)» 1938 г. И, наконец, главными объектами компании по мифологизации стали образы Ленина и Сталина, как символы новой социалистической реальности.

Ключевую роль в этом процессе сыграли ведущие издания Советского Союза: «Правда» ЦК ВКП (б) и «Комсомольская правда» ВЛКСМ. Партия во главе со Сталиным постепенно создали из них не просто послушные органы ретрансляции партийных установок, но и мощную систему идеологического воздействия на людей, формируя, таким образом, и сознание, и образцы поведения населения СССР.

Вторая причина результативности компании по созданию мифологизированного образа вождя – это надежная основа, на которой стало возможным возведение сталинского имиджа – уже сформированный образ Ленина. То есть Сталин, укрепляя свои позиции, не отрицал авторитет предыдущего вождя, а опирался на него.

Образ Ленина, создаваемый печатью, является не однородным, а собирательным. При этом разные черты характера, присущие либо приписываемые его личности выдвигались на передний план в зависимости от политической и экономической ситуации на момент публикации, темы и цели статьи. Центральным элементом образа Ленина в «Правде» и «Комсомольской правде» было его амплуа «бессмертного вождя», причем не только советского народа, но и «всего человечества». В исследуемых СМИ Ленина называют «вождем мировой пролетарской революции», «величайшим стратегом и тактиком», «морально-политическим авторитетом» (Правда. 1929. № 17), «величайшим революционером» (Комсомольская правда. 1928. №18).

Разумеется, вождь не мог быть человеком с заурядными способностями, поэтому печать нарекала Ленина «величайшим гением». Для разработки образа ценными для авторов газет оказываются не только законченные известные ленинские произведения, но и незаконченные, черновики, и «вскользь брошенные фразы». Гениальность приписывается Ленину также благодаря его практическим действиям по реализации своих идей, делая его «величайшим практиком». Например, к практическим результатам «гения Ильича» в печати относят реализацию программы новой экономической политики и победу в гражданской войне. С этой группой качеств также тесно связаны образы «мудрый старик» (что является, в сущности, признанием его «старцем») и «учитель».

Ленин как «предсказатель» или «провидец» – неизменный и постоянный образ на страницах исследуемых изданий. Цели использования этого амплуа – демонстрация гениальности личности, верности его теоретических утверждений, а также правильности взятого курса (например, на индустриализацию). Также, «предвидением Ленина» объяснялись действия партии по борьбе с оппозиционерами, об опасном влиянии которых он предупреждал, предлагая «выкидывать из партии».

Апогеем авторитета Ленина можно назвать представление его как некого «знака отличия» применительно к людям. Те, кто удостаивались его положительного отклика, были близки с ним, автоматически становились «важнейшими деятелями в советской истории», но рассматривались непременно сквозь призму ленинского образа. Например, в номере «Правды», посвященном дню рождения М. Горького в 1928 г., были заголовки «Ленин о Горьком», «Ленин – учитель Горького» (Правда. 1928. № 75).

Как показывает анализ печатных публикаций, несмотря на все сверхчеловеческие свойства, Ленину не были чужды и человеческие качества. Авторами статей подчеркивается, что вождь всегда искренне «болел» за дело, которым занимался, и то, «с какой любовью» он относился к советскому народу, о котором «очень заботился». Это способствовало росту доверия к Ленину, его теориям, а, следовательно, и к новой власти, которая занималась их реализацией.

Формирование мифологического образа Сталина началось только в 1929 г. после его 50-летнего юбилея и ряда событий, в которых отмечалась особая роль Сталина, – 10 февраля из СССР высылается его главный оппонент Л. Д. Троцкий, 23–29 апреля проходит XVI конференция ВКП (б), на которой обсуждается опасность «правого уклона» и принимается первый пятилетний план 1929–1932 гг. Процесс создания сталинского образа не был последовательным и постепенным, а скорее был резким «включением» механизма. В «Правде» и «Комсомольской правде» готовые формулировки разного масштаба были введены все и сразу. После 1929 г. образ Ленина заметно трансформируется из самостоятельного в опосредованный. Если до этого времени рядом с именем Ленина Сталин упоминался крайне редко в виде коротких цитат, то в 1930-е гг. к нему отсылаются гораздо чаще и уже в форме развернутого освещения теоретических работ Сталина по разработке проблем, поставленных Лениным.

Большую роль сыграли политические биографии Сталина, опубликованные в «Правде» 21 декабря 1929 г., где говорилось о его «активнейшем» участии в главных исторических событиях страны и близких товарищеских отношения с Лениным. Ярким примером подобных жизнеописаний можно назвать публикацию М. И. Калинина «Вся жизнь для партии» (Правда. 1929. № 294).

Центральным элементом образа Сталина является мифологема «главного и верного ученика», которая выполняет функцию «иммунитета», защищающего от других трактовок ленинизма. Амплуа ленинского последователя легитимирует любые действия Сталина, даже если это отказ от ленинских программ, как в случае с НЭПом. При этом, Сталин выступает защитником ленинизма – «хранителем ленинских заветов», «стражем чистоты».

Важной составляющей образа Сталина, подчеркивающей его статус, был имидж «вождя». На страницах «Правды» и «Комсомольской правды» в 1930-е гг. нередко можно встретить такие выражения как «Да здравствует железная единая ленинская партия! Да здравствует ее вождь т. Сталин!» (Правда. 1929. № 301).

Согласно содержанию исследуемых изданий, Сталин, как и Ленин, был «великим теоретиком и практиком». Здесь принципиальную роль сыграли публикации лекций Сталина «Об основах ленинизма» («Правда», апрель 1924 г.) и его письма «О некоторых вопросах истории большевизма» («Пролетарская революция», ноябрь 1931 г.). В печати теоретические работы Сталина рассматриваются как ключ к изучению ленинизма. К числу главных заслуг «вождя» в печати относят «Шесть условий Сталина» – универсальный метод, позволяющий добиться положительных результатов во всех сферах экономики страны от колхозного дела до металлургии. Доказательством уже абсолютного признания за Сталиным статуса настоящего «теоретика» может послужить лозунг 1932 г.: «За овладение теорией Маркса-Ленина-Сталина!».

Установка «Сталин –великий практик» в печати применялась относительно программ индустриализации и коллективизации, где он выступает как главный организатор. Однако, в конце 1920-х гг. о Сталине в этом контексте СМИ не говорили. В частности, в трудовой праздник индустриализации (6 августа 1929 г.) в «Правде» и «Комсомольской правде» не было сказано ни слова об особой роли Сталина и вообще о нем.

Образ Сталина – «борца с врагами народа» активно продвигался печатью. Даже в поздравлениях вождю в его 50-летний юбилей о его борьбе с оппозиционерами писали как о «величайшей заслуге», о направлении партийной деятельности, которого следует придерживаться. Еще один миф, создаваемый на страницах газет – это амплуа Сталина «организатора и предводителя Красной армии». Он выступает бесстрашным, хладнокровным лидером, который идет навстречу трудностям, решает любые проблемы и задачи. Авторы «Правды» и «Комсомольской правды», а также лично К. Е. Ворошилов и М. И. Калинин создают романтический образ героя, демонстрирующий далеко не последнюю роль Сталина в гражданской войне, близкое товарищество с Лениным, отвагу и смелость (Правда. 1929. № 301. Комсомольская правда. 1929. № 294.). Однако за год до этого в 1928 г. в честь десятилетия Красной армии (23-28 февраля) были опубликованы только его приветствие и короткая речь, наряду с высказываниями других партийных деятелей. В этих номерах больше говорилось о роли Ленина, и уже упомянутый выше К. Е. Ворошилов отмечал, что не кто иной, как Ленин был залогом победы. То есть годом ранее этого элемента образа Сталина «организатора и предводителя Красной армии» в печати замечено не было.

Можно сделать вывод, что, после того, как к руководству партией и страной пришел Сталин, начался процесс корректировки образа Ленина, путем присоединения к нему фигуры Сталина как постоянного и верного соратника, а также постепенный переход ленинских теоретических работ в полное «владение» нового вождя. Получив монополию на Ленина и его архив, Сталин тем самым отметает возможность иных трактовок ленинизма, став единоличным владельцем его идей.

Третья причина, обуславливающая успешное утверждение фигуры Сталина как вождя советского народа, это умелое применение образа Ленина и ленинской теории партией и Сталиным. Партийным руководством преследовались две цели: легитимация власти Сталина и манипуляция сознанием читателей. Как правило, областью применения были экономика и политика.

В статьях на экономическую тематику непременно используется образ Ленина, чтобы подчеркнуть целесообразность проводимых преобразований, осуществление которых называется продолжением «ленинской линии». Этот процесс возглавляет Сталин. Установка на индустриализацию, подмена НЭПа (фактически свернутого в 1928 г.) идеей коллективизации, продвижение первого пятилетнего плана осуществлялись по принципу «без Ленина по ленинскому пути».

В публикациях на политическую тему, как правило, писали о борьбе с «врагами партии», а точнее о «борьбе на два фронта», против псевдо-левых (троцкистов) и правых оппортунистов. В качестве «ленинских аргументов» используются примеры из его опыта борьбы с инакомыслящими и его рассуждения на эту тему. Первыми оппозиционерами на страницах изданий были Л. Троцкий и Н. Бухарин, против которых активно применялось «архивное оружие» – работы Ленина, его негативные оценки этих личностей. (Например, «О краске стыда у Иудушки Троцкого» (1911) или «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920) и др.) В общем, все оппозиционеры обвиняются партией в корыстном использовании ленинизма и фактическом отхождении от истинно ленинской теории. А единственно верное ленинское понимание принадлежит партии и ее руководителю.

Сам Сталин часто использует тезисы ленинизма в своих речах, цитирует и говорит от имени Ленина, выступая как эксперт в этом вопросе.

Итак, программа по созданию имиджа Сталина была успешно претворена в жизнь. Был сформирован целостный образ вождя, авторитет которого укреплялся с каждым днем, и апелляция которого стала невозможной. Таким образом, во многом благодаря успешному внедрению посредством печати нужных идеологем и элементов образа, позиции Сталина во власти окрепли, а его противники были повержены.

Литература

1. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX–XX вв.: уч. пособие. М., 2001.

2. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917–2000). М., 2003. URL: evartist.narod.ru/text8/01.htm

3. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: уч. пособие / под ред. Я. Н. Засурского. М., 1999. URL: evartist.narod.ru/text/51.htm

4. Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. М., 1951.

Инна Иендеевна Син | 10 июля 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация