Эксперимент как метод научно-познавательной журналистики

Анна Евгеньевна Смирнова

Научный руководитель д. искусствоведения, проф. В. Ф. Познин

Аннотация. В статье эксперимент показан как одно из эффективных средств привлечения зрительского внимания к научно-популярному фильму или телепрограмме. Автором исследуются роль эксперимента как элемента драматургии экранного произведения, а также специфика организации и съемки эксперимента для научно-познавательной телепрограммы.

Исчезнувшие было с экранов нашего телевидения научно-популярные фильмы и передачи, постепенно вновь возвращаются на телеканалы. Для привлечения и удержания зрительского внимания популяризаторы науки упорно ищут пути сочетания в научно-познавательной программе элементов научной информации и развлечения. Одним из проверенных способов активизации зрительского интереса является включение в ткань экранного произведения специально организованного эксперимента.

Впервые метод эксперимента был использован еще на этапе немого кино, в частности, в картине Всеволода Пудовкина «Механика головного мозга», потому что из всех научных методов познания эксперимент наиболее ярко показывает путь научного поиска, а также является самым зрелищным и наглядным.

В 1930-е годы эксперимент включается в ткань фильма в качестве отдельных эпизодов в фильмах о животных и насекомых, а в 50-е годы, когда в науке начинает развиваться такое направление как этология, эксперимент становится частью фильма о животных. Например, признанный мастер биологического фильма А. М. Згуриди нередко включает в свои картины эксперименты с животными.

В 60-70-е годы эксперимент становится уже структурообразующим элементом в таких популярных у зрителя картинах, как «Думают ли животные», «Я и другие», «7 шагов за горизонт» («Киевнаучфильм»), «Обезьяний остров», «Попутного ветра, капитаны» («Леннаучфильм») и др.

    Следует отметить, что наиболее полно потенциальные возможности эксперимента как способа привлечения и удержания зрительского внимания раскрываются в таком жанре, как «фильм-эксперимент» – именно так можно определить жанр, в котором были созданы перечисленные фильмы.

    Сегодня эксперимент чаще используется как часть передачи и реже – как основной драматургический элемент. То есть эксперимент может быть представлен как в качестве отдельного элемента программы, рубрики, так и в роли структурообразующего элемента. Во втором случае он позволяет зрителю вместе с ученым пройти весь путь развития мысли, ощущая максимальную сопричастность к событиям на экране, самостоятельно строя предположения о том, чем все может закончиться, что способствует активизации зрительского интереса.

    Какие функции эксперимент выполняет на экране? Основные задачи эксперимента в науке – получение информации, подтверждение теоретических фактов, проверка гипотез. На телевидении же помимо научных функций эксперимент приобретает очень важные для телевидения структурно-композиционные функции: привлечения внимания, усиления интерактивного восприятия (партиципации) зрителя, ориентира, помогающего следить за ходом экранного исследования.

Эти функции эксперимента раскрываются в передачах «Прогресс», «Галлилео», «Эксперименты». Функция наглядности безусловно важна, однако еще важнее привлечь к эксперименту зрителя, сделать так, чтобы он как бы прошел с ученым весь путь его мысли и его поисков.

Эксперимент на экране имеет двойственную природу. С одной стороны – это социальный или технический эксперимент, который необходимо провести с учетом всех научных и этических норм, правильно и корректно подготовить объект – будь то человек или технические объекты, соблюсти все правила с точки зрения науки. С другой стороны – это экранное действо, которое должно не просто иметь определенную драматургию, но и быть понятным, доступным для зрителя, интересным и зрелищным. Для соблюдения двух этих установок необходимо понимать, каким образом эксперимент приходит на экран, какова специфика его организации и постановки.

Важной особенностью является вопрос доверия к результатам эксперимента, показанным на экране. Аудитория давно все знает о возможностях монтажа и способах изменения реальности при его помощи. В связи с этим возникает необходимость сохранения достоверности и поддержания доверия зрителя. Каким образом это можно сделать? Во-первых, все еще велика роль экспертов и ведущих в кадре: зритель проявляет доверие человеку в кадре, когда тот испытывает что-то на себе или когда авторитетный ученый, исследователь, известное лицо подтверждает происходящее.

Во-вторых, можно свести монтаж к минимуму. Рассмотрим это на примере популярных в интернете видеороликов, представляющих собой социальный эксперимент и снимаемых методом организованной ситуации. Например, подставные лица или актеры делают вид, что им стало плохо в кафе или на улице, либо оставляют ребенка без присмотра, а затем следят за реакцией окружающих и т. п. При проведении таких экспериментов требуется честность и научная корректность со стороны авторов и тех, кто делает такие ролики достоянием широкого круга людей. Часто подобные ролики раскрывают тему милосердия: авторы ищут ответ на вопрос – сколько людей подойдут и предложат свою помощь человеку, которому стало плохо. Например, одну и ту же ситуацию моделируют в двух странах – России и Америке. Авторы рассказывают о результатах – в России, мол, помощь предлагают значительно реже, чаще отстраняются и пытаются не замечать, в США почти все прохожие подходят и интересуются, что произошло и нужна ли помощь. Однако анализ показывает, что эпизод, снятый в России, сделан монтажно, а потому не является убедительным. То есть речь идет о соблюдении научной корректности, а также об этичности организации того или иного эксперимента, особенно когда дело касается психологии личности и социальной психологии.

Эксперимент может быть снят двумя способами: методом организованной ситуации, как делается в большинстве представленных нами примеров, а также методом наблюдения.

Следует отметить, что метод наблюдения используется реже – он занимает больше времени, а также требует бо́льшей работы в плане последующего отсмотра и монтажа материала. Однако, метод наблюдения незаменим в фильмах о животных (а они занимают немаловажную позицию в деле изучения инстинктов не только животных, но и поведения людей). Важно дать животным привыкнуть к камере, хотя современная техника позволяет не просто установить скрытые камеры в естественной для животных среде, но и имеет возможности дистанционного управления: они могут делать панорамы, приближение и минимальные перемещения. Все это позволяет запечатлеть непринужденное поведение животных в их естественной среде.

Также метод наблюдения уместен при съемке детей. Дети – особая категория, при их съемке необходимо проявлять максимальную осторожность и аккуратность: они зажимаются при виде камеры, и даже могут ее испугаться. Поэтому важно дать детям время привыкнуть к камере и к другим участникам эксперимента, либо замаскировать камеру, спрятать ее.

При соблюдении всех этических и технических правил важнейшим достоинством экранного произведения, популяризирующего научные знания, остается достоверность, умение автора изложить материал максимально грамотно и понятно, не потерявшись в собственных догадках и не поддавшись желанию усилить элемент сенсационности. К сожалению, сегодня для телевидения характерны поиски сенсационности любой ценой, что нередко приводит к появлению не телеэкране псевдонаучных фильмов и программ (фильм «Великая тайна воды», программы «Таинственная Россия», «Тайны мира с Анной Чапман» и др.). Объясняется это тем, что сегодня во многом утеряна традиция сотрудничества людей науки и журналистов, фактически отсутствует институт научного консультанства, вместо этого привлекается множество различных экспертов, имеющих лишь косвенное отношение к обсуждаемой проблеме.

Ощущается и острая потребность в кадрах, которые должны делать увлекательные научно-популярные передачи для зрителей разного возраста. Формирование таких кадров и творческий подход журналистов к созданию научных программ позволили бы устранить существующие проблемы в области научно-познавательного телевидения, и значительно улучшить его качество.

Анна Евгеньевна Смирнова | 10 июля 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация