Фотографии, выполненные под руководством А. И. Беленького. 2022

Обучение фотожурналистике. Стратегия и тактика

Текст: Александр Беленький, ст. преподаватель кафедры медиадизайна и информационных технологий

В журналистике выделяют три основных вопроса: «Что?», «Где?» и «Когда?». А фотожурналистика в идеале отвечает на другие. Например, на «Как?» и «Почему?». Фотожурналистика – особое средство коммуникации, очень востребованное в медиа. В ее основе – визуальный язык.

На втором курсе в учебном плане образовательной программы «Журналистика» есть дисциплина «Основы визуальной журналистики». Говоря просто – студенты учатся разговаривать с аудиторией на языке фотографии. На том языке, который понятен без слов или с минимальным текстовым сопровождением. Владея не только словом, но и визуальным языком, будущие журналисты повышают свою конкурентоспособность на рынке труда, становясь универсальными, обогащают свой внутренний мир новыми знаниями и творческими навыками. Применяют фотографические знания как в профессиональной, так и в будничной жизни.

В этом семестре я старался давать задания студентам на условные темы, не сковывающие их творческие возможности и в то же время имеющие иллюстративный потенциал для СМИ. Вот, например, некоторые из них:

весенние метаморфозы,

транспортные проблемы,

мобильный транспорт и мобильные телефоны,

автопортрет,

«модная тема»,

животные в городе.

Распространено мнение, что фотографирование – дело простое. Современные средства фиксации позволяют сделать «слепок» с реальности моментально и не прикладывая усилий. Кажущаяся легкость получения фотоснимков играет недобрую службу, позволяя неискушенным фиксаторам донести до аудитории лишь примитивный, поверхностный взгляд на то видимое, что находится перед объективом. В современной медиасреде этот бесконечный и нефильтрованный поток фотоизображений создаёт иллюзию избыточности. Возможность цифровых манипуляций для изменения фактологии снимка сеет чувство недоверия к фотографии в целом.

В журналистике же фотография – документ. Важна нерукотворность: получение изображения механистическим путем – одно из природных свойств фотографии, которое делает её мощным средством объективного высказывания. «Отношение к снимку как к куску действительности, преподнесенному как бы в чистом виде, – один из секретов его воздействия», – писала исследователь Ирина Бальтерманц в своей работе «Специфика содержания и формы фотожурналистики».

Стратегия обучения фотожурналистике складывается из четырёх составляющих:

теория

практика

визуальная культура и эрудиция

критика и самокритика

На втором курсе студенты учатся снимать одиночное фото как визуальное высказывание. Важно уметь создавать технически и композиционно грамотные, сюжетные фотографии как самостоятельные визуальные высказывания, интересные зрителям.

Теория

Фотожурналистика существует на стыке техники и творчества, поэтому владение фотокамерой, как инструментом, знание основ композиции очень важны.

Знаменитый французский фотограф Анри Картье-Брессон говорил: «Техника важна только в той мере, в какой ты должен овладеть ею, чтобы передать свое видение реальности». Многократный призер World Press Photo, российский фотожурналист Владимир Вяткин отмечает: «Настройки камеры – это инструменты вашего визуального языка. Выставляя определенные значения, получаем фото, которое соответствует замыслу и наиболее точно передает мысль зрителю».

Практика

В фотографии невозможно добиться успеха без собственного опыта, приобретения навыков, удач и неудач. Нужно снимать часто, лучше – ежедневно. Собственный фотографический опыт – ключ к успеху. Только наблюдая и пытаясь воплотить мысли и ощущения в снимках можно развивать вИдение, освоить и выработать свой собственный визуальный язык. Хорошо получать задания на фотосъёмку, тяжелее искать информационные поводы самому. Каждая фотосъёмка – это «обязательная программа» (формальное задание) и плюс «произвольная программа» («выставочные» снимки). Следующий этап – научиться снимать серийные жанры: продумывать темы и воплощать их в фотоистории, понимая, как работает фотографический ряд и драматургия межкадрового монтажа.

Визуальная культура

Визуальная культура – это «насмотренность» снимками мастеров фотожурналистов, своего рода визуальная эрудиция. Невозможно стать хорошим художником, музыкантом, фотографом без знания культурного наследия прошлых поколений. Знаковые исторические фото – визуальная память общества. Наше видение и фотографический язык есть производное внутренней визуальной культуры и эрудиции. Для «визуалов» особенно важны фильмы.

Критика и самокритика

Мнение о снимках со стороны очень важно, не стоит пренебрегать критикой коллег, но всегда стоит прислушиваться к себе и быть самокритичным. Иногда мнения старших и опытных мэтров оказываются полностью противоположными, но единственного «правильного» мнения не существует. Фотография не спорт, где истину можно вычислить в секундах и килограммах: кто быстрее, а кто сильнее. В фотографии и фотожурналистике мнения почти всегда оценочные. Прислушиваться ко всем, анализировать, но делать то, что считаете правильным. Полезно также участие в различных фотоконкурсах. Лишь сопоставляя свое видение с высказываниями других фотографов можно понять, где ты, на том ли языке разговариваешь со зрителями.

Всего страниц 66

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль