«Экологическая журналистика – это мой образ жизни!»

Сергей Лисовский – главный редактор петербургской независимой газеты «Общество и экология». 14 мая его изданию исполнится 18 лет. На сегодняшний день – это единственная специализированная газета в Петербурге, которая пишет об экологической ситуации города и области. Сергей рассказал нам о проблемах и перспективах развития экологической журналистики в России.

– Сергей, расскажите, пожалуйста, почему вы решили заниматься экологической журналистикой?

– Вообще, я по образованию режиссер. В 1994 году окончил Санкт-Петербургский университет культуры и искусства (сейчас СПБГИК – прим. ред.). Правда, первоначально поступал во ВГИК. К экзаменам я подготовил сценарий документального фильма об экологической трагедии Аральского моря. В 1880-е я служил на Военно-Морском флоте СССР и увидел, как этот водоем из-за неправильных управленческих решений людей полностью исчез с лица земли. В итоге, в институт кинематографии я не поступил, но зато понял, что хочу развивать экологическое направление в журналистике. Тогда об этом мало говорили.

– А сейчас на экологические темы стали писать больше?

– К сожалению, экологическая журналистика не развита до сих пор. Мы бьемся за нее, но пока российскую экологическую политику можно охарактеризовать так: два шага вперед, один – назад. Вот, например, конкурс «Петербургский ЭкоКор-2006» проходил три года подряд. Для журналистов, которые пишут на экологическую тематику, это была хорошая мотивация: можно было получить довольно неплохие призы, премии. Но конкурс закрыли. Также перестали проводить «Петербургскую неделю», хотя это был бренд города. Сейчас экологическая журналистика то пересекается с позицией власти, то идет параллельными путями, то вообще расходится.

– 2017 – Год экологии в России. Как это повлияло на политику государства в природоохранной сфере?

– Пока мы видим, что власть реально взялась за проблемы экологии. В марте 2015 года был создан Центр общественного мониторинга Общероссийского народного фронта (ОНФ) по проблемам экологии и защиты леса. Мы приветствовали это решение. Сейчас они, в основном, борются с мусором, проводят генеральные уборки. Но у меня другая позиция: с помощью административно - командного управления людей не научить. Сказали выйти на субботник – вышли и забыли. Но наша редакция считает, что экологическую культуру в людях нужно воспитывать. Это довольно длительный и трудоемкий процесс, это целая философия.

– Каким образом вы предлагаете прививать аудитории экологическую культуру?

– Прежде всего, нужно проводить информационно - экологическую политику, которая бы помогала бороться с неверными управленческими решениями в природоохранной сфере. Я написал письмо Владимиру Путину о том, что необходимо на Первом канале создать передачу «Экологическая безопасность России». Я вижу, что власть пытается решать проблемы на инженерно-материальном уровне: уборка свалок, защита леса, очистка рек. Но, таким образом, мы ставим телегу впереди лошади. Я же предлагаю информационный прорыв в сфере экологии. Если хотя бы 10 минут в день, в прайм-тайм, на федеральном канале рассказывать об экологических проблемах, то это поможет решить сразу несколько задач: с одной стороны, мы поддержим тех, кто реально создает полезные для страны проекты, повысим уровень экологической культуры людей, а с другой, будем бить по рукам нарушителей природоохранного законодательства. Мое письмо рассмотрели в трех министерствах, но пока идею готовы поддержать только цифровые каналы. Конечно, хвататься нужно за любые предложения. Но я буду добиваться своего, буду писать Константину Эрнсту. Прайм-тайм на первом канале – моя цель.

– Почему СМИ так мало обсуждают проблемы экологии в России?

– Нужно начинать с того, что по Конституции у нас нет единой идеологии. Хотя, по факту, это не так: в России – западная идеология, которую активно поддерживают либеральные СМИ. Пишут о чем угодно, но только не о действительно важных для страны вещах. Мы живем в обществе потребления. Люди хотят только приобретать, не задумываясь о последствиях. Эта тенденция прослеживается и в журналистике: СМИ вообще не говорят о будущем, потому что потребителей оно не интересует. Сейчас журналисты гонятся за информацией, новыми технологиями. Да, время идет вперед, но это не умаляет достоинство вечных ценностей. Любовь, родина, здоровье, экология – все это вечно, об этом нельзя забывать.

– Что, по вашему мнению, может способствовать развитию экологического направления в журналистике?

– Я уже близок к мысли о том, что, для того чтобы люди обратили внимание на проблемы экологии, должна произойти какая-то катастрофа. Но ведь тогда будет уже поздно, поэтому я считаю, что экология должна преподаваться в школах, университетах. На факультетах журналистики нужно создать отдельные кафедры экологии. Важно воспитывать журналистов, которые будут работать в этом направлении. По моему мнению, образовательную программу стоит построить таким образом: от изучения общепланетарных процессов к геополитике страны, экологии города. Нужно, чтобы человек осознал свое место в глобальном историческом процессе. Если мы не ощущаем себя частью природы, экосистемы, то можем совершить множество ошибок.

– За 18 лет ситуация на медиарынке существенно изменилась. Закрылись многие крупные издания. Как вам долгие годы удается стабильно выпускать газету на такую коммерчески неприбыльную тему?

– Мы с болью наблюдали за тем, как закрывались хорошие городские газеты. Будучи студентом, я хотел работать в крупном издании, но со временем понял, что лучше маленькое дело, но своё, чем большое, но чужое. Решил создать свою газету и с тех пор экологическая журналистика - это мой образ жизни! Журналист должен гореть идеей, конечно, не забывая и о материальной прибыли. Я не насилую себя, и не заставляю заниматься этим других. Нельзя взять человека и сказать: «Издавай экологическую газету!» Так ничего не получится, потому что это больше, чем работа.

annamakarova-97 | 5 мая 2017
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация