Семинар-игра «Настольная игра в преподавании истории журналистики». Руководители: доц. К. А. Алексеев, доц. О. С. Кругликова, доц. Е. С. Сонина; ученый секретарь аспирантка Ю. Хакимова

19–20 апреля 2018 года в Санкт-Петербургском государственном университете прошёл Международный научный форум «Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения».

В рамках мероприятия «Настольная игра в преподавании истории журналистики» состоялась презентация и апробация трех настольных игр, разработанных для преподавания истории журналистики.

Соведущая секции доцент Елена Сонина рассказала, что мероприятие стало второй подобного рода встречей единомышленников, заинтересованных в создании краеведческих, исторических и литературных игр. Первое событие, посвященное прошлому и настоящему настольной игры, состоялось 29 сентября 2017 г. рамках форума «Дни истории журналистики в СПбГУ» в Мемориальном музее-квартире Н.А. Некрасова. Спикер отметила, что игр по русской литературе и истории сегодня мало: большая часть рынка заполнена переводами или слепками с европейских и американских разработок. Тем не менее интерес к созданию историко-литературных «настолок» растет: так, свои «бродилки» и «мемо» уже появились в Государственном музее истории Санкт-Петербурга и в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере).

Тренд поддержали и в СПбГУ: доценты Елена Сонина, Ольга Кругликова и Константин Алексеев разработали собственные игры, которые планируют внедрять в учебный процесс. Елена Сонина вместе с коллегами из Архангельска Татьяной Тетеревлевой и Еленой Шуруповой, дизайнером из Петербурга Ольгой Приваловой стала соавтором игры по принципу «Мемо», когда задача участников – найти парные карты среди разложенных на столе. В колоде скрываются шаржированные изображения ключевых изданий, издателей, редакторов, публицистов, а также событий из мира отечественной журналистики XVIII – первой половины XIX века. По замыслу разработчиков, балл участнику засчитывается не только за правильно найденную пару, но и за обстоятельный рассказ об изображенных реалиях эпохи.

Ольга Кругликова создала для курса по истории журналистики второй половины XIX века настольную игру «Акулы пера» по мотивам всем известных «гуськов», «Монополии» и «Мафии». Игра является ролевой: каждый участник должен реализовать издательскую стратегию одного из известных медиамагнатов или редакторов XIX века: Ивана Аксакова, Михаила Каткова, Николая Некрасова, Григория Благосветлова или Михаила Стасюлевича. Задача участника – «подбирать» на игровом поле релевантные своему изданию и историческому прототипу публикации и выстраивать соответствующие отношения с властью. А факторами, которые могут несколько осложнить получение прибыли и путь к финишу, могут стать цензурные ограничения и необходимость идти в ногу со временем: открывать телеграфные агентства или запускать вечерние выпуски.

Константин Алексеев назвал свою игру «Медиаполия 1912». Она создана в жанре экономической стратегии по мотивам событий истории русской журналистики 1912 года. В основе игры лежат принципы «Монополии». Участникам предоставляется возможность погрузиться в обстановку регулируемого властью рынка периодической печати России во время его наибольшего развития и благополучия – накануне Первой мировой войны. Суть игры заключается в приобретении и развитии активов – русских газет и журналов начала ХХ века, бумажных фабрик, магазинов, телеграфных агентств. Дополнительными полями в игре являются «Петропавловская крепость», «Государственная Дума» и «Ссылка в Иркутскую губернию», попадание на которые влечет за собой важные в игровом смысле последствия: отбывание срока заключения или, наоборот, приобретение депутатской неприкосновенности.

Участники секции получили возможность сыграть в представленные игры, чтобы проверить свои знания и заодно помочь педагогам улучшить разработки.

На секции была специально организована выставка отечественных историко-литературных игр, датированных 1906, 1937, 1941 гг. и другими эпохами.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация