Панельная дискуссия "Телевидение как рассказчик". Руководители: проф. Л. В. Комуцци, доц. А. А. Пронин, ученый секретарь магистрант Е. Махонин

19–20 апреля 2018 года в Санкт-Петербургском государственном университете прошёл Международный научный форум «Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения».

В числе мероприятий Форума состоялась панельная дискуссия «Телевидение как рассказчик».

Стремительное развитие цифрового пространства оказало огромное влияние на способы потребления информации человеком. Появление уникальных Web-проектов позволило не только изменить форму подачи материала, но и роль самого рассказчика. Особенности цифровой реальности оказывают значительное влияние на нарративные техники авторов. Все эти тезисы стали предметом обсуждения на заседании круглого «Телевидение как рассказчик», проводившегося 19 апреля.

Встреча началась со вступительного слова ведущего секции, Александра Пронина. Им была очерчена тематика изменения повествовательных стратегий во всех экранных медиа, ее актуальность для общемировой практики журналистской деятельности.

Первым же докладом стало исследование Вероники Байдиной «Нарративные элементы в современных телепрограммах». В работе были отражены основные тенденции и приведены примеры негативного влияния все ускоряющейся погони за сенсациями и негативный характер социологической драматургии в ток-шоу. В ходе последовавшей дискуссии, участники круглого стола пришли к выводу, что нарратив знаменитостей определяется продюсерами, а герои одной и той же истории теперь делятся на антагонистов и протагонистов в зависимости от телеканала, освещающего событие.

Тема телевизионного нарратива так же была отражена в работах Светланы Бутусовой и Елены Почкай «Репрезентация реальности в документальных телефильмах к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции», Виталия Познина «Закадровый комментатарий как недиегетический нарратив». Была отмечена особая роль ведущего в структуре документального произведения. Отдельное внимание было обращено на возрастающую проблему дублирования видеорядом текстовой информации.

Кроме того, яркие обсуждения повлекли исследования, посвященные изменению привычных, и появлению абсолютно новых форм повествовательного взаимодействия в Web-пространстве. Эта тема получила развитие в работах Людмилы Комуцци «Типы трансмедиальных нарративов и их поэтика», Анастасии Максим «Телевизионный журналист в социальных сетях: особенности презентации», Александра Пронина «Документальные байопики на русском YouTube: репост, прокат и эклектика», Яны Протасовой «Телевизионные сериалы в цифровом пространстве», Аиды Явбатыровой и Егора Махонина «Нарративная структура и выразительные средства документальных интернет-проектов». Были выявлены следующие тенденции: использование мультимедийных элементов для усиления нарративной коммуникации с пользователем; главенствующая роль наррации эмоций во всех формах сетевого вещания и их диалогичность; взаимопроникновение художественного и документального нарративов; нарушение структуры повествования и эклектичность, воспринимаемые зрителями как должное;

В ходе поведения итогов участники круглого стола пришли к выводу о том, что изменение и нарушение повествовательной структуры в Web-проектах, несет особый исследовательский интерес. Нарратив в сети позволяет проще и нагляднее понять повествовательные технологии. Кроме того, факты, яркий рассказчик, и сюжет, пропущенный через душу автора – остаются основой любого успешного повествования, независимо от среды его публикации. Все участники обсуждения согласились с выводом, что правдивость истории, воспринимаемой зрителем, всегда зависит от степени его доверия рассказчику. Секция завершилась обоюдным намерением участников и в дальнейшем продвигать научную мысль в вопросах повествования экранных медиа.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация