Миф и реальность: эксперт СПбГУ о современной фотографии

Традиционно одним из ярких событий Форума становится обсуждение современной фотографии. Руководитель секции «Фотожурналистика в пространстве мифотворчества», фотограф, старший преподаватель СПбГУ Александр Беленький рассказал о трендах и проблемах в профессии.

Миф

Существует, по крайней мере, две причины, почему мы решили говорить о фотожурналистике в пространстве мифотворчества. Во-первых, есть расхожее мнение, что фотожурналист не снимает реальность, а занимается лишь репрезентацией увиденного. Объективной истории никогда не получается.

Во-вторых, мифом всегда был и визуальный язык фотожурналистов. Одно время были только постановочные снимки, например, в гражданскую войну в Америке. Не было возможности снимать жизнь как есть. Постановка и режиссура считались неотъемлемой частью фотожурналистики, и только с развитием техники фотографы стали рассказывать события отстранённо, не будучи их участниками.

Реальность

Профессиональное сообщество сейчас пребывает в состоянии перехода: ищет новые формы, технологии, способы взаимодействия с отображаемым миром. Фоторепортеры стремятся все больше внести личного в свои истории, экспериментируют с мультимедийными проектами, лонгриды. Однако у технологического прогресса есть и обратная сторона: зритель перестает верить фотографу и его работе, поскольку он сомневается в той самой реальности изображенного.

Мифотворцы и реалисты

Современная фотожурналистика представлена тремя основными направлениями. Первое – это пресс-фотография, которую используют в редакционных целях как простейшую иллюстрацию. Это напоминает стоковый, обезличенный снимок. Главный критерий – универсальность.

Второе направление – более осмысленные истории на определенную тему. В этом случае фотограф активно взаимодействует с редакцией, может влиять на конечный продукт.

И, наконец, третье – это документальная фотография, где автор находится в абсолютной творческой свободе. Результатом такой работы часто становятся авторская книга, персональная выставка или целый мультимедийный проект. Документальная фотография живет вне редакционного заказа, может финансироваться различными фондами или жить за счет краудфандинга.

Мы постарались пригласить представителей всех этих направлений для жаркой профессиональной дискуссии, чтобы выяснить – где заканчивается фотожурналистка и начинается мифотворчество.

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация