Русский музей приглашает на конкурс: традиция КаэРовских вечеров

Русский музей приглашает на конкурс: традиция КаэРовских вечеров

«Наверное, он наблюдает за нами сверху и ему нравится». Русский музей в восьмой раз проводит поэтический конкурс имени Константина Романова.

В рамках Международного молодёжного поэтического конкурса им. К.Р. (творческий псевдоним великого князя Константина Романова) 13 декабря зал «Подвала бродячей собаки» наполнился мелодиями романсов, чтением стихов и, конечно — гостями. Гостями вторых КаэРовских чтений. Откуда берет начало эта традиция? Чем интересен Великий князь Константин Романов для молодежи? Арт-клуб посетил в тот вечер легендарное арт-кафе и расспросил о конкурсе у Натальи Александровны Жуковой – советника директора Русского музея по взаимодействию со СМИ и учреждениями культуры, куратора конкурса имени К. Р.

Наталья Александровна, расскажите, как зародился конкурс и откуда пошла традиция КаэРовских чтений?

Поэтический конкурс имени Константина Романова возник еще в 2011 году по инициативе Русского музея и при содействии Союза писателей Санкт-Петербурга. Ведь К.Р. был последним владельцем Мраморного дворца, а теперь это - филиал Русского музея. Можно сказать, что была придумана просто пиар-акция: мы хотели таким образом привлечь к музею литературную молодежь. Потому конкурс был целиком связан с темами Русского музея: живопись, скульптура, дворцы, сады Русского музея. Но когда конкурс закончился, члены жюри (а это были представители Союза писателей), поинтересовались: «Неужели мы закончим на этом? Смотрите, какие талантливые ребята!». Вот так и решили – продолжать и успешно продолжаем на протяжении семи лет. Сейчас начинается восьмой конкурс. Ему сопутствует 135-летие появления псевдонима «К.Р.» в этом году и 160-летие со дня рождения самого Великого князя в 2018. Вот оргкомитет конкурса и решил придать новый виток проекту – провести ряд творческих музыкально-литературных вечеров, которые были названы КаэРовскими чтениями. Первый устроили в ноябре этого года в Мраморном дворце. Звучали стихи наших поэтов, музыка, романсы. Получился почти ремейк тех вечеров, что были при самом К.Р. , ведь здесь при нем тоже часто собиралась молодёжь, читали стихи, музицировали, спектакли ставили.

В конкурсе большое количество номинаций. Какие работы присылают и кто ваши участники?

Каждый год это примерно плюс-минус триста участников от 14 до 27 лет, хотя были годы, когда доходило и до пятисот. Поскольку номинаций много, то это бывают до двух тысяч стихов. Конкурс вышел не только за границы Петербурга, но и России, став международным. У нас были участники из Германии, Чехии, даже из Америки. То есть это русскоязычные авторы, которые пишут за пределами России. К сожалению, конкурс не бюджетный и привезти всех в Петербург на награждение мы не можем. Хотя на третьем году нашёлся один благотворитель – совершенно фантастический человек, галерист из Гамбурга. Была выставка его коллекции в Русском музее. Так мы познакомились. Узнав про конкурс, он был потрясён: «У нас в Германии стихов уже не читают, а у вас еще пишут!» И предложил свою помощь. Однажды оплатил дорогу девочке из провинции, чтобы она смогла приехать на награждение. А на следующий год предложил пригласить победителя конкурса к себе в Гамбург на три дня, с оплатой дороги и проживания. И вот уже третьего победителя приглашает. А взамен не просит ничего, он просто — любит поэзию и творческих людей.

Что касается номинаций, то есть постоянная, оставшаяся ещё с первого конкурса – живописная. Тогда нас опытные литераторы предупреждали: «Писать стихи о картинах — это же заказная работа, это только профессионалам доступно!» Но, вопреки предсказаниям, оказалось, что именно эта номинация стала самой любимой, и именно на неё присылают, на мой взгляд, самые талантливые работы. Кто-сказал, что живопись – это поэзия красками, а поэзия – живопись стихами. Вероятно и правда между живописью и поэзией есть много общего.

Остальные номинации каждый год меняются, но все, так или иначе, связаны с литературой, музыкой и живописью, и - самой личностью Великого князя Константина Романова. Вот уже три года, как к поэтам прибавились и молодые журналисты — для них специальная номинация, которую поддерживает ТурПрессКлуб — ассоциация журналистов, пишущих на темы туризма.

Что нового ждать от конкурса в этом году?

В связи с юбилеями в этом году решено пройти как бы «тропой К.Р.», то есть номинации будут отражать его жизнь и его творческие интересы. Он был ведь отличным переводчиком, потому решено сделать тестовую номинацию – переводческую. Если молодежь на нее откликнется, будем делать постоянно. Вместе с центром музыкальной культуры «Чайковский», который в этом году стал партнером конкурса, придумана номинация – «Пиковая дама. Век XXI». Как современный молодой человек видит темы рока, любви, страсти? Изменилось ли что-то в двадцать первом веке? Об этом предстоит поразмышлять юным поэтам. «Серебряный век» – это очень свободная номинация, но тоже связана с К.Р. Который хоть и не принадлежал ни к одному из литературных направлений того времени, но творил-то именно в ту эпоху, и она, конечно, не могла не оказать на него влияние. Живописная номинация называется «Лунная ночь» и навеяна знаменитой картиной Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Это была любимая картина Великого князя, она висела у него в кабинете. Он купил её у Куинджи сразу после того, как художник ее закончил и даже еще не показывал зрителям. К.Р. так нравилась эта картина, что он решил даже взять ее с собой в плаванье (он служил во флоте, как всем великим князьям было предписано). Еще Чайковского хотел взять, с которым дружил. Но Чайковский отказался, а вот «Лунная ночь на Днепре» была в плавании с Великим князем полгода, хотя сам Куинджи очень боялся, что полотно испортится в морских условиях и даже пытался создать общественное мнение против этой затеи.

В журналистской номинации этого года тема тоже необычная – «Мой любимый музей. Путешествие реальное и виртуальное». То есть, не выходя из дома, можно написать про какой-нибудь музей, который ты посмотрел виртуально и он тебя поразил.

В чём отличие сегодняшних КаэРовских чтений от предыдущих?

Этот вечер получился более домашним, непринужденным, камерным. Может атмосфера места так повлияла. Первые КаэРовские чтения в Мраморном дворце были более классическими. Тогда они проводились в рамках международного фестиваля «Чайковский.spb.ru». Было очень холодно: во дворце очень толстые стены, они не успевают осенью прогреваться, а все вокалистки пришли в тоненьких платьях с оголенными плечами. Я тогда с ужасом подумала: «Они же замёрзнут!». Ведь даже зрители мерзли — им разрешили сходить в гардероб, взять пальто. Но, несмотря на холод, никто не уходил.

Будет ли продолжаться традиция КаэРовских вечеров?

Безусловно. Есть задумки провести такие вечера во Всероссийском музее А.С. Пушкина, в Павловске, где любил проводить время К.Р. Ведем переговоры с Президентской библиотекой. И везде будет по-разному. Если в Мраморном дворце была классика, был К.Р. и Чайковский, в «Бродячей собаке» К.Р. и Серебряный век, то на Мойке 12 будет все будет связано с Пушкиным, которого почитал К.Р. Если говорить о Президентской библиотеке (очень хочется, чтобы у нас там всё получилось, потому что там можно вести онлайн-трансляцию), то это будет что-то более просветительское, научное. То есть каждый раз формат будет связан с тем местом, где будет проходить вечер.

В сегодняшнем вечере принимали участие многие профессиональные артисты, музыканты. Были ли сложности с организацией? Кто помогал?

Из наших поэтов участвовали в основном лауреаты прошлых лет. Вот Марианна Соломко, которая сегодня еще и сидела за фортепьяно, она была сначала финалисткой, потом в одной из номинаций победила, затем получила Гран-при, а теперь уже сама член жюри. Вместе с другими конкурсантами она сформировала такое творческое активное ядро, в котором нет конкуренции, они все друг другу помогают, интересуются успехами друг друга.

Конечно, это непросто – собрать людей из разных мест, друг с другом незнакомых. Ведь сегодня не только наши поэты читали собственные стихи, читали стихи самого К.Р., была музыкальная программа, театральная. Выступали и дети, и студенты и профессионалы. Например, актриса Лия Кузьмина из АМДТ «Театра Европы», Наталья Михалева, сопрано, лауреат международных конкурсов, Кирилл Чечинс, солист Мюзик-холла. Но у нас потихоньку создается свой коллектив. Кто-то не только сам выступает, но и приводит своих учеников или знакомых артистов. Вот одна из наших поэтесс сегодня еще и в роли концертмейстера была. Имя К.Р. – объединяет.

Получается, что всё сложилось как надо?

С некоторых пор я верю, что есть кто-то наверху, кто помогает. Ведь с самого начала всё почему-то сходилось и срасталось, будто было кем-то предопределено. Сначала я немножко с иронией относилась к своим коллегам из Мраморного, которые именно так и считали. Но однажды… На третьем конкурсе ТурПрессКлуб нам предоставил автобус, чтобы отвезти наших победителей и финалистов в Павловск на экскурсию. И вот я уже после награждения звоню шоферу, чтобы узнать, где будет стоять автобус и какой у него номер, а он мне диктует: «Ка Эр триста пятьдесят четыре...». У меня мобильник из рук выпал. Но не разбился. А это уже — не совпадение…

Или в соцсетях случайно нашла Пушкинское общество Америки и пишу им: «Могли бы вы про наш конкурс рассказать? Он связан с одним именем, может быть, Вы не знаете, Великого князя Константина Романова…». И мне отвечает сотрудница общества: «Как же, не знаю! Да я только что вернулась с могилы Веры Константиновны (дочь Константина Романова – прим.), а наш руководитель вообще всю жизнь занимался К.Р.». Получается, что я «ткнула пальцем в небо», а попала опять — куда нужно. Как же тут не поверить, что есть кто-то там, наверху...

Чем привлекает сегодня личность Константина Романова? Почему он может быть неизвестен широкой публике?

Этот человек, имя которого, действительно, сегодня не так широко известно, очень много сделал для России. Он был президентом Академии наук, и не просто «свадебным генералом», а действующим. Рядом с его именем можно смело ставить слово «первый». При нём Софья Ковалевская стала первой женщиной-академиком; Павлов и Мечников с его посыла стали первыми российскими Нобелевскими лауреатами, при его поддержке были созданы новые экспедиции, открыты новые земли. Он был инициатором создания Пушкинского дома и, можно сказать, вернул имя Пушкина России. Именно он возглавлял Юбилейную комиссию по торжественному празднованию 100-летия Пушкина. Он же создал и слова кантаты, посвященной юбилею поэта, а музыку написал композитор Глазунов. Список заслуг Константина Романова велик, поэтому неправильно, если это имя будут помнить только в стенах музеев, с ним связанных. Вот мы и возрождаем память о нем, и, судя по растущему интересу участников конкурса (а теперь и КаэРовских чтений), это получается.

Материал подготовили Анастасия Арашкевичуте, Полина Исаева

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация