Вековой сон уличного пса

Текст: Софья Садовская

Мы привыкли следовать моде. Иногда осмысленно, иногда слепо, непостоянно. У моды есть одна характерная черта – недолговечность. Всё, что модно, априори перестанет быть таковым через какой-то промежуток времени. Но есть у моды и еще одно свойство – цикличность: то, что было в моде когда-то, может снова стать актуальным в сегодняшних реалиях. Так случилось и с поэзией.

Странно слышать о том. что поэзия, да и вообще искусство, может оцениваться рамками моды. Однако, это действительно так. Информационное пространство сегодня пестрит всем, чем угодно, удовлетворяя культурные и эмоциональные потребности абсолютно каждого. Любую книгу можно читать на планшете в метро, любой фильм можно смотреть на смартфоне лёжа на диване, любое стихотворение можно прочесть по первой ссылке в Google. Но есть те, кому и этого мало!

Стихотворение, поэзия – это ведь далеко не просто текст, это прежде всего энергия, эмоция, высказывание. В поэзии не существует автора и читателя, автора и слушателя, автора и чтеца – это всегда союз всех причастных к ней. Поэзия функционирует как общее горе или общее счастье, когда не важно, кто именно принёс грустную или радостную весть, кто заплакал или рассмеялся, кто упал на колени или начал подбрасывать шапку к небу. Все соучастники одинаково причастны к этому эмоциональному состоянию, чувствуют которое каждый индивидуально и все разом. Потому-то поэзия и ценилась всегда высоко, начиная с античности, заканчивая «серебряным веком». И такой эмоциональный впрыск в канву тянущихся будней стал вдруг вновь необходим публике.

Серебряный век русской литературы развивался в те времена, когда сложно было иметь свой собственный взгляд на вещи. А еще сложнее было этот взгляд отстоять. Поэтому не каждому деятелю искусства в 20 веке были доступны широкие трибуны, зато подвалы, полуосвещённые залы, скромные авангардные салоны – вполне. Петербург, разумеется, был центром этого серебряного андеграунда, собирая в своих закоулках и подземельях тех, о ком сейчас с воодушевлением пишут в школьных учебниках.

...Приходилось ли Вам видеть, как мокрый и побитый пёс скитается, оставленный целым миром, по улицам большого города, и, наконец, находит укромный уголок, в котором ему пусть не тепло, но и не холодно, не слишком мягко, но и не слишком твёрдо; и остаётся спать в этом углу, и видит самые волшебные сны, а после возвращается теперь уже только сюда? Вот такой же уголок нашли для себя и поэты, музыканты, актёры авангарда в подвале дома номер 4 по Итальянской улице. Здесь находилось первое в России литературно-артистическое кабаре, а сегодня находится арт-пространство под неизменным названием «Бродячая собака».

Это явление важно для современности хотя бы потому, что это местечко наполнено историческим духом искусства, искусства свободного, настоящего, трепетного. Здесь собирается особенная публика, которой не чужды любовь к прекрасному и понимание тонкой материи. На творческих вечерах, постоянно проходящих в «Бродячей собаке» звучит музыка, поэзия, талантливые персоналии делятся своим опытом с молодыми деятелями. Арт-кафе стало модным местом не только среди петербуржцев – оно является привлекательным местом для посещения туристами города.

Почему мы начали с рассуждения о моде? Всё просто: потому что поэзия вновь в тренде, её хотят слушать, читать, к ней тянутся, желают прикоснуться наши современники. В этом году «Бродячая собака» отметила юбилей в 105 лет. Значит уже больше века уставший голодный пёс, декламирующий вслух свою боль и радость, своё самое искреннее, внутреннее, личное, спит в этом подвале и видит прекрасные сны. Так пускай же этот сон длится еще столько же и больше, и пускай же такие сны будут в моде сегодня и всегда...

Not Found

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация