Шахматная партия с судьбой: Татьяна Ларина из «Зазеркалья»

В преддверии Международного женского дня нельзя не вспомнить Татьяну Ларину – олицетворение женской искренности и верности. О том, насколько сложно вжиться в хрестоматийный образ и при чём здесь шахматы, стоит поговорить.

Текст: Юровская Анна Андреевна
Фото: www.zazerkal.spb.ru

Из истории

Известно, первое полное издание романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина вышло в 1833 году и, как отмечал самый известный пушкинист Дмитрий Дмитриевич Благой, по праву стало центральным произведением поэта. Спустя 44 года, в 1877, сюжетом романа увлекся другой классик – композитор Пётр Ильич Чайковский, который к тому моменту был автором многих произведений известных по всему миру (оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», балета «Лебединое озеро», Второй и Третьей симфонии и других), решил переложить свое прочтение великого романа на музыку. Он попросил помочь в создании либретто своего близкого приятеля и известного беллетриста Константина Степановича Шиловского. Чайковский, к своему удивлению, создаёт тот музыкальный шедевр, который вот уже не одному поколению удаётся слышать в театрах по всему миру: «Мне кажется, что опера осуждена на неуспех и на невнимание массы публики. Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов никаких, музыка, лишенная блеска и трескучей эффектности». И, пусть успех приходит к постановке не сразу, она всё же находит своего зрителя, способного наслаждаться человеческими чувствами, и совершенно точно оказывается новым словом для мира музыки, предваряя собой целую жанровую ветвь лирической оперы.

Авторское прочтение А. В. Петрова

Сложность, которая встаёт практически перед всеми постановщиками, берущимися за работу над любой оперой – это необходимость строго придерживаться партитуры. И вот уже на протяжении трёх веков режиссёры представляют своё видение «Евгения Онегина» на сценах Большого (Борис Покровский, Дмитрий Черняков, Евгений Арье), Мариинского (Юрий Темирканов, Мойше Ляйзер, Алексей Степанюк), Михайловского (Андрий Жолдак), Венской оперы (Густав Малер, Фальк Рихтер) и других театров.

На этот раз мы познакомимся с авторским прочтением народного артиста России, режиссёра-постановщика музыкального театра «Зазеркалье» – Александра Васильевича Петрова, который, давая комментарий телеканалу «Санкт-Петербург», рассказал о том, как «родился» его Онегин: «Смыслы возникают мгновенно. И они объединяются с пушкинскими и тянут за собой какую-то вереницу ассоциаций, совершенно несвойственных тому, что ты видел до того. То есть если ты идешь за какой-то музыкальной канвой она может привести тебя куда угодно». Похоже, что Петрова она привела в сказочный мир «Алисы в Зазеркалье», мистически смешанный с трагичной реальностью, где светлые чувства, кажется, уже не победят или…?

Перейдём к сюжету

Начинается всё с пролога: в уютном уголке сцены рядом с камином сидит мужчина, которого заботливо пледом укрывает пожилая женщина. Как успевает догадаться зритель – это генерал Гремин и его супруга Татьяна. На весь зал тикают часы, время бежит, безостановочно отдаляя персонажей от времён их молодости: тик-так, тик-так, тик-так…Заглушает этот навязчивый звук музыка, которую, начинает играть оркестр. Генерал беззаботно дремлет, а вот Татьяна достаёт из шкатулки то самое письмо, которое много лет назад ей вернул Онегин и предаётся воспоминаниям о прошлом.

Тем временем на маленькой сцене домашнего театра появляются юные Ольга и Татьяна: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной/ Певца любви, певца печали?...», а перед ними располагаются помещица Ларина и няня, чьи голоса сливаются воедино с пением девочек: «Привычка свыше нам дана – замена счастию она». За всем этим с непередаваемой тоской в глазах наблюдает Татьяна из будущего, она, то и дело, перемещается между главными героями, хочет заговорить, предостеречь, но…не может. Пожилая Татьяна будет появляться во все ключевые моменты своей жизни, которые отразились на её дальнейшей судьбе.

Главный персонаж – юная Татьяна

Вслед за Чайковским в постановке Петрова неизменным остаётся одно – главный персонаж вовсе не Евгений, а прекрасная Татьяна. «Её образ глубок и многогранен. При всей искренности, чуткости, нежности, героиня еще и необыкновенно чувственна, а также не лишена некоторого «стержня», благодаря чему и развязывается вся эта история. Да, Татьяна, с одной стороны, сдержана при всех, с другой – будучи наедине с собой, не боится выплеснуть все свои чувства. А какой вихрь эмоций бушует в заключительной сцене…В спектакле, поставленном Александром Васильевичем Петровым, всё идет по нарастающей, и зрителю, как мне кажется, очень интересно наблюдать за развитием образа», – именно так видит своего персонажа актриса Мария Граничнова. И в её исполнении образ Татьяны глубок и многогранен.

Из-за кулис уже знакомой нам сцены домашнего театра к зрителю выходят Владимир Ленский (Роман Широких) и Евгений Онегин (Иван Васильев). И вновь – запутанное многоголосье: квартет Татьяны, Ольги, Евгения и Владимира. Наговорившись вдоволь, девушки и юноши начинают играть в незамысловатые игры. Для пушкинской Татьяны такое едва возможно, а вот для молодой Татьяны режиссёра Петрова – вполне. Но вот уходящий день становится для девушки роковым. Как и подобает героиням её любимых романов, она не вспоминает его с забавой или чувством радости от нового знакомства, а совсем наоборот – начинает тосковать по Онегину и понимает, что влюбилась. Сцена письма Татьяны – лирическая кульминация второй картины оперы, именно поэтому Чайковский отводит под неё больше всего времени.

Здесь ещё со всей своей детской наивностью Татьяна подглядывает строки для письма в романах, но в её сопрано уже звучит та женская сила, которая раскроется в ней «с возрастом» – к концу оперы. И этого характера бы не было без труда и душевных вложений Марии Граничновой: «Я иногда думаю… а я ведь и сама немного Татьяна… Для меня это, явно, не роль на сопротивление. Но, тем не менее, в процессе подготовки к спектаклю была проделана огромная работа: я читала, смотрела, думала. Отталкивалась от музыкального материала, потому что в музыке Чайковского уже много заложено. А вообще я давно хотела исполнить роль Татьяны, мысль об этом зародилась еще во время учебы в консерватории, но тогда этого не случилось, по-другому были расставлены приоритеты. Я нисколько не жалею об этом и очень благодарна руководству театра, что всё случилось именно сейчас. Ведь за это время мною был получен жизненный и актерский опыт, который мне и помог в дальнейшем более подробно раскрыть образ моей героини».

Несколько слов о сценографии

Мир полон противоречий. Дуализм, двойственность событий и характеров проявляются в постановке Петрова в абсолютном доминировании принципа контраста. Именины Татьяны заканчиваются трагедией. Дуэль Онегина и Ленского. И здесь, наконец, пора поговорить о сценографии, за которую отвечает Алексей Левданский. Как вы помните, в начале я сравнила постановку с «Алисой в Зазеркалье», и это произошло не случайно. Ведь сама сцена – как шахматная доска с секретом – когда герой должен сделать ход, она подсвечивает нужную клетку. А все персонажи на ней, соответственно, – шахматные фигуры. Пусть они и одеты по моде первой половины XIX века, художник по костюмам Елена Орлова выбирает категоричную цветовую гамму, состоящую из черного и белого. Все мужчины строго в чёрном, женщины – в белом, и никаких других лишних цветовых пятен в их костюмах. Из всей массы «шахматных фигур» выбиваются лишь француз Трике (возможно, потому что он не играет ключевой роли, а выходит на сцену лишь для того, чтобы развлечь зрителя); генерал, статус которого подчёркивает красная лента, и Татьяна из прошлого, наряженная в коричневое платье. Объяснить это можно тем, что она не фигура, а наблюдатель (тот, кто следит за продолжительной партией), в её голове уже есть точной ответ, какую комбинацию сложить, чтобы поставить жизни мат «в три хода», но она не может дотрагиваться до фигур.

Ещё один яркий сценический элемент – Луна. Она встречает зрителя, пришедшего в зал, она светит в окно Татьяны, она освещает дуэль Ленского и Онегина. Обычно свет естественный – лунный, но в роковые моменты судьбы она становится дьявольски-красной. Как и сейчас. В сцене дуэли Онегина и Ленского секунданты отмеряют количество шагов, диагональ на доске загорается так, будто сейчас по ней пойдёт «слон» – других фигур на пути нет. Зарецкий хлопает в ладоши, внутри всё сжимается, пытаешься отвлечься на музыку – не помогает, она только нагнетает обстановку, исход понятен, но появляется надежда, вдруг именно в постановке у Александра Петрова Ленский будет жить! Шаг-второй-третий…ХЛОПОК! «УБИТ!» Доска с его стороны больше не горит, Луна светит красным.

Счастливым ли будет финал?

А дальше – бал у одного из петербургских сановников, на котором Онегин скучает до тех пор, пока не встречает повзрослевшую Татьяну, теперь уже жену генерала Гремина. И вновь нужно отдать должное Марии Граничновой, которая сумела передать перевоплощение хрупкой ранимой девушки в уверенную в себе светскую даму: «Пожалуй, больших сложностей, чтобы перевоплотиться из юной девочки в княгиню Гремину, я не испытала. Ведь надевая роскошное платье на Греминский бал, уже чувствуешь некоторый статус. А вот встретить на балу Онегина, из-за любви к которому вся история Татьяны и закрутилась, и не подать вида, что перед глазами в этот момент пронеслось всё, что было: мечты, то письмо, объяснение, отказ…Вот, что поистине может представлять актёру сложность. Я сделала от себя всё возможное, а уж право судить, как это получилось, предоставлено зрителю».

И вот заключительная сцена. Татьяна с Онегиным на фоне обветшалого домашнего театра, время ушло: «Прощай на век!». Луна вновь загорается красным. Уже ничего не вернуть, а надо ли? Вот что об этом думает исполнительница главной роли: «Моя героиня в этот момент окончательно, раз и навсегда, принимает решение. Что можно испытывать в этот момент? – силу своего характера, тот самый стержень».

Пожилая Татьяна вновь у камина, рядом с любимым мужем. Если до этого момента ещё можно было сомневаться в том, правда ли она его любит, или «привычка свыше нам дана», то сейчас сомнений не остаётся. Александр Васильевич Петров, кажется, понимая, что театр семейный, закладывает в эту сцену столько тепла, что сердце ликует: «как же хорошо, что ты не осталась с Онегиным, Татьяна. Вот тебе настоящая любовь!» Спустя века Чайковский, с помощью таких режиссёрских открытий, продолжает находить своего зрителя, способного наслаждаться человеческими чувствами. И веришь, что это не про стерпится-слюбится, это светлая и искренняя, такая, о которой и в романах не напишут, Любовь! Татьяна в исполнении Марии Граничновой всё-таки выиграла партию у судьбы: шах и мат!

Шахматная партия с судьбой: Татьяна Ларина из «Зазеркалья»
Шахматная партия с судьбой: Татьяна Ларина из «Зазеркалья»
Шахматная партия с судьбой: Татьяна Ларина из «Зазеркалья»
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация