«Рождение Сталина» на исторической сцене Александринки

12 апреля состоялся показ нового спектакля Валерия Фокина «Рождение Сталина» в Александринском театре. В числе зрителей студенты ВШЖиМК СПбГУ.

Годы сталинизма и фигура Сталина – одна из самых сложных и болезненных тем российской истории. Спектакль Фокина – разговор об истоках этой трагедии, о духовном и нравственном перерождении, об исчезновении человека и рождении тирана.

В основе сценического произведения документы, фрагменты «Бесов» Достоевского и пьесы Булгакова «Батум». Сталин не хотел, чтобы о его молодости, периоде становления стало известны. Он запрещал публиковать воспоминания матери, многие документы были уничтожены.

«Интересовали первые годы, молодость. Как уничтожается человеческое, возникает диктатор. Как благие намерения перерождаются в другие качества. Как возникла первая кровь, как возникли эти первые шаги, которые очень справедливые по сути вроде бы, но незаметно переходят в убийство, в другое качество», – рассказал в интервью телеканалу «Культура» народный артист России, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.

В роли молодого Иосифа Джугашвили – Владимир Кошевой. Вокруг него – друзья юности: Камо, Ольга, Давид, Сандро, Ираклий. Все они готовы отдать жизнь за своего друга и лидера Иосифа. Каждый из них позже погибнет от его руки. Ведь, как говорит герой Кошевого, «власть – это неспособность никого полюбить».

Для каждой из сцен, из которых Валерий Фокин сложил биографию молодого Иосифа Джугашвили, сценограф Николай Рощин придумал свои отдельные декорации. Вот церковь при монастыре, где к будущему Сталину пришли первые революционные идеи. А вот и штаб-квартира, площадь, кладбище…Сменяя одна другую, эти декорации создают особый ритм спектакля.

Чтобы максимально точно, в деталях, рассказать о Сталине грузинского периода, Фокин пригласил в консультанты студента режиссерского факультета Георгия Гамкрелидзе. Он учил актеров грузинскому языку.

Петр Семак играет Сталина зрелого. Он явится Иосифу Джугашвили в самый сложный для того момент жизни, в тюрьму, и расскажет ему о его великом и страшном будущем.

В финале огромная статуя Сталина поднимается из оркестровой ямы и зависает над тем Сталиным, который в белом кителе и зените славы. Но в полный рост великан так и не распрямится.

Зрители будут еще долго искать свои смыслы, спорить о любовной линии, пытаться разгадать зашифрованные метафоры и найти приблизительные ответы на тонкие религиозные вопросы, затронутые в спектакле.

Впечатлениями от просмотра поделились студенты СПбГУ.

Богдан Водолазский, магистрант 1 курса образовательной программы «Международная журналистика»:
«Спектакль "Рождение Сталина" показывает превращение Сосо Джугашвили в Кобу, затем в Иосифа, а после в Сталина. Я увидел для себя метаморфозу, как у Кафки, когда человек превращается в существо, лидер трансформируется в вождя, а вождь – в тирана. Вас ждёт более двух часов грузинского колорита, великолепной актёрской игры и серьёзных рефлексий. Каждый должен понять для себя, кем был И. Сталин и почему он был таким. Это та часть истории нашей страны, по поводу которой не может быть одного мнения».

Наталья Архипова, магистрантка 1 курса направления «Журналистика и культура общества»: «Отзывы на премьерный спектакль были неоднозначные, но, просмотрев, я примкнула к тем, на кого он произвёл однозначно положительное впечатление. От игры актёров до масштабных декораций в лучших традициях Александринского, все сработало на создание бунтующей атмосферы революции. А тема религии и веры, которая пронизывает весь спектакль, стала приятной пищей для размышлений после увиденного».

Текст: Анастасия Щукина, PR-директор Арт-клуба
Фото: Анастасия Щукина, Владимир Постнов, афиша.ru, Интерпресс

Всего страниц 4
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация