Прочтение Веры Комиссаржевской: от жизни до смерти

6 апреля 2019 года состоялась презентация биографической книги А.Ю. Сергеевой-Клятис "Комиссаржевская" в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской. «Встреча друзей-2» приурочена к 60-летию со дня присвоения Театру имени актрисы. Арт-клуб обратился к истории «театра души» и его создательницы.

Презентацию книги открыла литературная композиция, рассказывающая о биографии «чайки русской сцены» через её письма, фрагменты спектаклей из репертуара Веры Комиссаржевской, фильм «Я актриса», снимавшийся в стенах Пассажа, воспоминания современников и фотографии. Актеры театра Ефим Каменецкий, Татьяна Абросимова, Родион Приходько, Александр Анисимов и Татьяна Кузнецова стали проводниками в серебряную эпоху актрисы. Модератором события стал главный режиссер театра Леонид Александрович Алимов. На мероприятии также присутствовали Юлия Петровна Рыбакова, автор ряда книг о В.Ф. Комиссаржевской, главный редактор альманаха «Русский Меценат» Аркадий Соснов, историки театра, студенты творческих специальностей и представители театральных обществ Санкт-Петербурга.

Встреча продолжилась беседой с автором книги – доктором филологических наук, профессором МГУ имени Ломоносова, Анной Сергеевой-Клятис. Анна Юрьевна много лет своей жизни посвятила исследованию творчества Пастернака, является автором монографий по истории литературы и культуры. Для автора книги судьба Веры Федоровны – семейная история, так как Анна Сергеева-Клятис – дальняя родственница В.Ф. Комиссаржевской. Бабушки автора биографии носили фамилию Комиссаржевских. В то же время исследователя занимала биография, личность и психотип героини.

Лейтмотивом встречи оказались личные страдания, драма жизни, сделавшие путь актрисы. Романтичная по своей натуре девушка слишком рано познала предательство и страдания. Потрясения, обиды и опустошение не могли не отразиться на характере и нраве будущей великой актрисы. После предательства мужа с ее родной сестрой, личная и семейная жизнь девушки так не сложилась. Силы были направлены на творческое русло: то была жертва ради искусства.

Большое внимание в рассказе автора биографии было отведено роли отца героини в её жизни. Знаменитый тенор Федор Комиссаржевский, работавший в Мариинском театре, всегда поддерживал свою дочь. Несмотря на то, что отец покинул семью, женившись на другой женщине, нежные письма, адресованные дочери, свидетельствуют о заботе и участии в жизни Веры. Свою карьеру Вера Федоровна начинала как оперная певица. Однако врожденный талант, воля и мечта предопределили её судьбу. «Она была актрисой и больше никем», – описывала А.Ю. Сергеева-Клятис главную героини своей книги. Однако неординарный характер, сильный нрав, уверенность в своей харизме и признании заставляли русскую приму выбирать сложнейший из жизненных путей, преодолевая все препятствия. Уход из Императорского театра на пике славы, создание собственного театра души, его закрытие и идея рождения школы «нового человека» – яркие свидетельства её своенравной натуры. Биография Веры Федоровны Комиссаржевской неотделима от биографии ее эпохи, она всегда чутко воспринимала и реагировала на события действительности. Изучая историю жизни актрисы, автор книги приходит к выводу, что Вера Федоровна могла добиться вершин если не в театральной, то в другой области. Это феномен гения В. Комиссаржевской. Квинтэссенцией её жизненных промыслов стала идея об открытии школы «нового человека», в которой с раннего возраста стали бы воспитываться дети лучшие мыслители, художники, музыканты ее времени. Это не ее «ноу-хау», это была идея ее времени, об этом задумывались К. Станиславский, Ф. Шаляпин, а также многие представители символизма. Однако Вере Федоровне казалось, что она и есть тот человек, который поможет этому реализоваться. Смогла бы она это сделать – неизвестно, ведь судьба выбрала иной путь. Во время пребывания с гастролями в Ташкенте, собирая деньги на открытие студии, актриса заболела черной оспой. Вера Федоровна скончалась. Ей так и не удалось завершить свой главный проект, в котором бы люди воспитывались бы не для сцены, а для жизни.

Рассуждения об облике Веры Федоровны продолжила Юлия Петровна Рыбакова: «Какая она была? Ответ на этот вопрос можно найти только, читая её письма, написанные мелким сложным почерком, изучая оставшиеся документы и просматривая бесчисленные фотографии». Художественный руководитель театра, Виктор Абрамович Новиков продемонстрировал вещи, оставшиеся со времен руководства В. Комиссаржевской, хранящиеся в стенах театра: это телефонный номер театра, билеты с постановки, чернильница Веры Федоровны, а также множество фотографий. Большое количество личных фотопортретов помогали актрисе рефлексировать, понимать себя.

В заключительной речи встречи Анна Сергеева-Клятис упомянула о эфемерности памяти театрального искусства. Кинокартины, живопись, музыку можно познать спустя года, но театральные постановки невозможно увидеть заново. Это ускользающее невоспроизводимое искусство. Книга «Комиссаржевская» нужна для того, чтобы сохранить для других поколений частичку памяти о театральном искусстве, жизнь которому посвятила гениальная петербургская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская.

Текст: Наталия Юсупзянова, редактор технического отдела Арт-клуба
Фото: Софья Алексеева,

Всего страниц 5
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация