«Блаженная Ксения. История любви»: pro at contra

В Александринском театре 12 ноября 2018 года состоялась премьера спектакля Валерия Фокина «Блаженная Ксения. История любви» по пьесе Вадима Леванова «Блаженная Ксения Петербургская в житии». Участники Арт-клуба одними из первых оценили вторую редакцию постановки об известной святой нашего города.

Погружение в мир театра началось уже с порога: билетеры словно сошли с картин ХIХ века. В нарядных фраках и париках они приветствовали вновь прибывших зрителей. На секунду могло показаться, что ты зашел куда-то не туда – это придавало особый шарм, задавало настроение публики и заставляло томиться в предвкушении: что же сейчас будет?!

Наши места были в партере, откуда открывался прекрасный вид на сцену. Мы сразу обратили внимание на канавку, «наполненную водой», что располагалась в начале сцены. К ней вели ступени, на которых Ксения, которую сыграла актриса Анна Блинова, провела большую часть спектакля. Необычным ходом режиссера стало и очерчивание главной героини на переднем плане – она всегда была в центре сцены, даже во время диалогов. Ксения смотрела сквозь зал или на воду, а говорящие находились либо рядом, либо за ней. Постановка состояла из небольших вспышек, историй, происходивших в разные времена при жизни Блаженной и после ее смерти. Трогательная сцена встречи с умершим мужем, Андреем Федоровичем, имя которого она носила после его кончины, возможно, еще глубже открыла нам образ Блаженной.

Впрочем, не все зарисовки были ясны. Например, попытка показать наше время, ХХI век, выглядела не совсем уместно. Когда заиграла песня Монеточки и появился парень, крутящийся на самокате с российским флагом за плечами, показалось, что у кого-то очень громко звонит телефон или произошла техническая ошибка. Гораздо позже пришло понимание, что это была довольно странная часть театрального действия.

Финальная сцена встречи заставила зал затаиться и внимать каждому слову и движению. Философская точка в исполнении народного артиста России Николая Мартона утонула в овациях публики.

Сложно объективно воспринимать постановку, за основу которой взята жизнь святой покровительницы родного города. Однако, если попробовать относиться к ней исключительно как к произведению искусства, то, безусловно, спектакль подарил ощущение некоего катарсиса: стирающая грани между прошлым и настоящим сценография, игра "как последний раз" Николая Мартона, Светланы Смирновой и Анны Блиновой, бесконечные аллюзии, написанные узнаваемым фокинским почерком - всё это побуждает возвращаться в Александринский снова и снова.

Спектакль о Ксении Петербургской - это размышление о смысле жизни, нравственных ценностях и важнейших вопросах, которые стояли перед человечеством не только в XIX веке, но являются неразрешимыми до сих пор. Постановка Валерия Фокина продемонстрировала нам авторское видение этих вечных проблем и их разрешения. Соглашаться с ним или нет - каждый должен решить для себя сам.

Спектакль «Блаженная Ксения. История любви» пройдет 12 и 28 декабря.

Материал подготовила PR-директор Арт-клуба Анастасия Щукина
Фото: Ирина Масленникова

Всего страниц 9
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация