История научно-популярной прессы России в социокультурном контексте

Учебное пособие / Г. В. Жирков, А. К. Кашеваров, Л. П. Громова и др.

Под редакцией Л. П. Громовой, Ю. Б. Балашовой. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас.коммуникаций», 2017. — 271 с.

Учебное пособие посвящено становлению научно-популярной журналистики в России, трансформации ее типологических моделей, жанровых форм, определению влияния социально-экономических, культурных и политических факторов на ее развитие. В пособии представлены лишь некоторые аспекты этой многоплановой темы. Историческая часть не исчерпывает весь процесс формирования научно-популярной журналистики и охватывает преимущественно XVIII — начало XX в.

Пособие рассчитано на магистрантов, обучающихся по программе «Научно-популярная журналистика», а также на всех изучающих историю журналистики, русскую культуру и историю России.

Скачать пособие

Оглавление

Введение …… 6

Глава I. Эволюция популяризации научно-технических знаний …… 10

§ 1. Научно-популярная публицистика: от церковной — к научной мысли (Г. В. Жирков) …… 10

§ 2. История технического знания (А. Н. Кашеваров) …… 36

Глава II. История научно-популярной журналистики XVIII–XX веков …… 63

§ 1. Становление научно-популярной журналистики в XVIII веке (Л. П. Громова) …… 63

§ 2. Развитие научно-популярной журналистики в XIX веке (М. И. Маевская) …… 96

§ 3. Научно-популярная пресса начала ХХ века в социокультурном контексте (Ю. Б. Балашова) …… 129

Глава III. Системообразующие факторы и предметные области научной популяризации …… 156

§ 1. Научно-популярный мир Петербурга XVIII — начала XIX века (Е. С. Сонина) …… 156

§ 2. Историческая научно-популярная журналистика в России: особенности и тенденции развития (С. Н. Ущиповский) …… 168

§ 3. Формирование традиций отечественной научно-популярной журналистики в сфере физкультуры и спорта (К. А. Алексеев) …… 201

§ 4. Эволюция экологической журналистики в России: влияние социально-политических факторов (Е. С. Шаркова) …… 229

§ 5. От журналистики путешествий — к трэвел-медиатексту (Т. Ю. Редькина) …… 249

Введение

Научно-популярная журналистика как «вечный спутник» науки на протяжении длительного времени выступала важнейшим коммуникативным каналом, обеспечивающим процесс просвещения и одновременно способствующим развитию самого научного знания. Научно-популярная журналистика служила и служит научному самообразованию самых широких слоев населения и предстает в этом смысле неотъемлемой частью культуры. Популяризации науки почти столько же лет, сколько самой науке. Научное знание в России взращивалось и развивалось в Академии наук, университетах и научных обществах, пропагандировалось через рукописную и печатную литературу и журналистику. И, несмотря на то что содружеству российской науки и журналистики уже более трехсот лет, этот опыт все еще недостаточно исследован.

До сих пор практически не изучены истоки отечественной популяризации. В советское время было написано довольно много работ, посвященных проблемам популяризации в эпоху научно-технической революции (в этой области работали такие исследователи, как А. И. Акопов, В. С. Аллаярова и Л. И. Коган, В. Ю. Иваницкий и др.); изучалось творчество отдельных ученых, внесших существенный вклад в развитие советской научно-популярной литературы (К. И. Тимирязев, С. И. Вавилов В. А. Обручев, К. Э. Циолковский, А. И. Ферсман и др.); предпринимались попытки анализа развития научной популяризации при социализме. В развитии научно-популярной журналистики 1960–1980-х годов значительная роль принадлежит таким публицистам, как Я. Голованов, В. Губарев, М. Ребров. В 1990-е годы процесс коммерциализации СМИ негативно отразился прежде всего на изданиях образовательного и научно-популярного характера. Из телевизионного эфира практически исчезли не только научно-популярные программы, но и тема науки как таковая. Тиражи традиционных (таких как «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Химия и жизнь», в меньшей степени — «Вокруг света») научно-популярных журналов без государственной поддержки сократились в сотни раз. Однако на рубеже веков появились новые научно-популярные журналы, издаваемые прежде всего по лицензии зарубежных брендов (таков, в частности, наиболее тиражный журнал «Популярная механика»).

Совокупность собственно научных, социально- и историко-культурных, историко-журналистских и историко-литературных предпосылок, сформировавшая тип научно-популярной литературы, заложившая ее основы, остается практически вне поля зрения исследователей, дающих беглый обзор почти трехвековой истории отечественной популяризации как предыстории ее современного развития. Причем основное внимание уделяется прежде всего популяризации в книгах и брошюрах и наименьшее — в журналистике. Исключением остаются, пожалуй, лишь труды Э. А. Лазаревич (которые, под влиянием эпохи, в значительной степени идеологизированы).

В сложившейся исследовательской литературе еще недостаточно разработан вопрос о сущностных признаках научной популяризации. Поэтому отнесение того или иного издания к разряду научно-популярного нередко зависит от субъективной точки зрения исследователя. На наш взгляд, достаточным основанием для того, чтобы назвать журнал или отдельную публикацию научно-популярными в современном понимании этого слова, является соответствие его следующим признакам: строгая научность и достоверность, выраженная ориентация на широкого читателя, доступность изложения, занимательность.

Предлагаемая работа — это попытка последить путь, по которому развивалась российская научно-популярная журналистика в меняющихся социально-культурных условиях жизни России. Не претендуя на широкий охват всей картины развития, авторы ставят своей задачей выделить ее отправные моменты, акцентировать внимание на наиболее значимых этапах и проблемах популяризации научного знания.

В России на протяжении XVIII — начала ХХ в. сложилась уникальная модель взаимодействия науки и социума. Российская наука никогда не была отделена от общественной жизни, а российские ученые, осознавая свою миссию, тяготели к различным формам публичности. В России даже методологические школы утверждали себя через публицистический дискурс. Российские университеты традиционно были встроены в систему социальных коммуникаций. Цель научной популяризации мыслилась как развитие мировоззрения аудитории. Ведущая роль на этом пути традиционно принадлежала научным обществам и научно-популярной журналистике.

В процессе познавательной деятельности исторически сложились различия между общественными, с одной стороны, и естественными, а также техническими науками — с другой. Эти различия легли в основу разделения (также исторически сложившегося) научной популяризации на два направления: общественно-философское и естественнонаучное. Вообще говоря, модель знания на Западе основана на традиционном разделении наука / искусство. Между тем идея содружества наук оказывается центральной для всей традиции отечественной популяризации науки. Так, в классическом русском «толстом» журнале отделы науки и литературы были органично объединены. Обозначенная особенность, связанная с типично русской синкретичностью, отношением к разным видам знания как единому знанию о мире и человеке, предоставляла российской науке определенные преимущества, даже в сравнении с ведущими в плане развития научных коммуникаций англо-саксонскими странами. Однако эта конструктивная модель в постсоветское время оказалась во многом утраченной.

В современной России возрождается идея популяризации научного знания на основе исторически накопленного богатейшего опыта популяризации российской науки и ее взаимодействия с обществом. В настоящем учебном пособии ставится задача реконструкции некоторых знаковых особенностей этого опыта, в том числе актуальных для современности.    

20 декабря 2017
 просмотров: 327 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация