Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: как это делается

Учебно пособие / С. Н. Ильченко. — СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2016. — 236 с.

Учебное пособие посвящено одному из самых популярных видов деятельности журналиста. Цель данного издания — познакомить студентов с историей становления интервью как вида журналистики, а также с собственным опытом автора, полученным за время работы на радио, телевидении и в периодической печати. Автор предлагает конкретные рекомендации, выработанные на основе собственной практики и анализа деятельности коллег по журналистскому цеху, приводит реальные примеры различных форматов интервью.

Издание адресовано всем студентам, осваивающим журналистскую специальность, независимо от того вида и типа СМИ, в котором они намерены строить будущую карьеру сотрудника медиа.

Скачать пособие

Оглавление

Предисловие ....................................................................................... 7

Часть 1. Теория ................................................................................ 10

Что такое интервью? ........................................................................ 10

Диалог. Беседа. Разговор .................................................................. 18

Интервью в структуре журналистской практики ............................ 24

О чем говорили и спрашивали раньше ...................................... 30

Свобода слова и свобода общения ................................................ 38

Как готовиться к интервью ........................................................... 45

Интервью для печатных СМИ ........................................................ 52

Интервью на радио ......................................................................... 59

Интервью для телевидения .......................................................... 64

Интервью и сетевые ресурсы ....................................................... 70

Принципы организации интервью: ситуация и собеседник ..... 75

Принципы организации интервью: время и место ..................... 81

Принципы построения интервью: вопросы и ответы .................... 91

Принципы построения интервью: спроси меня «как» .................. 103

Дисциплина интервью .................................................................. 113

После интервью ........................................................................... 122

Использованная литература ........................................................ 129

Часть 2. Методические материалы. Практика. Разные виды интервью ... 130

Вариант первый.
Интервью с известным политиком и федеральным чиновником (Владимир Якунин) ... 131

Вариант второй. Интервью с представителем силовых структур (Александр Клаус) ... 139

Вариант третий. Интервью с чиновником городского уровня (Сергей Серезлеев) ... 150

Вариант четвертый.
Интервью с руководителем медицинского учреждения (Алексей Баиндурашвили) ... 159

Вариант пятый. Интервью с известным священнослужителем (Архимандрит Тихон) ... 168

Вариант шестой. Интервью с дипломатом (Чон Тэ Ик) ... 178

Вариант седьмой. Интервью с режиссером (Марк Захаров) ... 182

Вариант восьмой. Интервью с оперной певицей (Любовь Казарновская) ... 188

Вариант девятый. Интервью с популярным актером (Донатас Банионис) ... 196

Вариант десятый. Интервью с популярной актрисой (Софико Чиаурели) ... 205

Вариант одиннадцатый. Интервью с писателем (Антон Чиж, Михаил Кураев) ... 212

Вариант двенадцатый.
Интервью с директором музея (Владимир Гусев, Михаил Пиотровский) ... 223

Предисловие

Автор взялся за данное учебное пособие по многим причинам. Во-первых, потому что необходимо было обновить тот первый вариант, который назывался «Интервью в журналистском творчестве». Во-вторых, за прошедшее с его выхода время кое-что изменилось и в самих СМИ, и в том, как работают нынче журналисты. В-третьих, практический опыт автора по части накопления впечатлений, примеров и наблюдений над тем, как делается интервью, пополнился весьма важными для обучения начинающих журналистов мыслями и сведениями. Наконец, показалось важным познакомить начинающих коллег с некоторыми своими журналистскими сочинениями в столь популярном жанре, как интервью.

Вот некоторые цифры и факты, характеризующие личность автора настоящего учебного пособия. В фундамент текста книги легли не только собственные теоретические размышления автора, но и солидный стаж его работы на различных профессиональных позициях, связанных с информационной деятельностью, в 1980–2010-х годах. В том числе значительный опыт проведения интервью для самых разных СМИ — от городских газет и столичных глянцевых журналов до интерактивной диалогической радиопрограммы в режиме прямого эфира.

Автор трудился и в качестве пресс-секретаря Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, и в качестве автора и ведущего, а также комментатора ряда телевизионных проектов, выходивших в петербургский эфир. Ему приходилось одновременно быть и редактором отдела культуры и международной жизни газеты «Невское время», и обозревателем информационных ресурсов Fontanka.ru, «Русская планета». Кроме того, вот уже около 30 лет он сотрудничает с радио «Петербург», являясь автором и ведущим ряда культурно-просветительских проектов. И наконец, в настоящее время он является главным редактором газеты «Культурный Петербург» и одновременно — доцентом кафедры телерадиожурналистики СПбГУ. И вся эта деятельность так или иначе была связана именно с интервью.

Если попытаться окинуть взглядом количество взятых автором пособия интервью, то цифра эта будет теряться в бесконечности. Самое приблизительное число при такой постановке вопроса — несколько сотен. Одних только телеинтервью для программы «Мужские истории» было 72.

Можно быть благодарным судьбе за то, что журналистика дала возможность встречи и общения с самыми интересными и яркими людьми нашего времени, многих из которых — увы! — уже нет на свете. Но встречи с ними состоялись именно потому, что однажды автору этих строк, например, очень захотелось спросить у одной очень известной певицы, что она чувствует, когда приезжает из Франции на гастроли в нашу страну. Или познакомиться с одним популярным советским киноактером, которого он полюбил еще в детстве за роль канатоходца Тибула… Здесь стоит остановиться и задуматься над тем, почему всегда, во все времена так популярен был жанр интервью. У автора есть один ответ. Это цитата из фильма Андрея Тарковского «Солярис», где доктор Снаут произносит важную фразу: «Человеку нужен человек». Ее стоит запомнить.

Люди хотят больше знать друг о друге, о том, что происходит вокруг, о том, что было, и о том, что будет. И узнают они всё необходимое и нужное с помощью других людей — журналистов. А те, в свою очередь, отправляются в непростой путь поиска информации, которую они получают главным образом от людей. И для этого есть такой прекрасный способ, как интервью, с помощью которого человечество до сих пор удовлетворяет собственное любопытство.

Может быть, иной опытный мэтр ведения бесед или диалогов и посмеется над подобными рассуждениями коллеги, но он вряд ли станет опровергать тезис о том, что интервью всегда было востребованным и необходимым жанром в повседневной работе тех, кто получает зарплату и гонорары за то, чтобы другие узнали то, что они узнали сами с помощью интервью — такого привычного и в то же время необычного в каждой отдельной ситуации. Интервью — это способ удовлетворения человеком своей жажды познания (проще говоря, любопытства) с помощью другого человека. Вот первое, ироничное, определение того, чему посвящено данное пособие.

Автор того текста, с которым вам предстоит познакомиться, попытался и теоретически, и практически помочь тем обучающимся, кто намерен попробовать себя в столь привлекательной и в столь непростой форме журналистского творчества, как интервью. И если в первой части книги упор сделан на размышления, обобщения, даны некоторые советы, задания и указаны нужные книги, то во второй ее части придется потрудиться уже самим студентам, которым предстоит не только читать однажды взятые и опубликованные интервью автора учебного пособия, но и пытаться самим разобраться в них на основе того, что они узнали и попробовали ранее. Вот такова структура этого учебного пособия. Теперь можно приступать к его чтению.

23 июня 2016

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль