Отчет о заседании учебно-методической комиссии Института. 23 сентября 2014 года

Отчет о заседании учебно-методической комиссии Института. 23 сентября 2014 года

На заседании присутствовали: В. А. Ачкасова (руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», бакалавриат), Л. П. Громова (руководитель образовательной программы «Журналистика»), Ю. Б. Балашова (ИЖ), И. Н. Блохин (ТЖиМК), А. Ю. Быков (МЖ), А. Ю. Дорский (СОвПиГУ), Ю. В. Клюев (ТРЖ), А. Н. Тепляшина (ПП), Л. Г. Фещенко (председатель комиссии), Н. С. Цветова (РК), А. В. Якунин (МИТ), Т. С. Кокорина (представитель студенческого совета), К. И. Щербатых (секретарь).

Приглашенные коллеги: Г. А. Земляная (учебно-методический отдел), Э. М. Глинтерник (зав. кафедрой рекламы), Г. К. Панкова (Центр информационного обеспечения).

Отсутствовали: С. Н. Большаков (руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», магистратура), И. И. Скрипюк (Р), Д. П. Шишкин (СОвБ).

Ведется аудиозапись заседания.

Повестка дня

1.    О результатах подготовки плана проведения открытых лекций и размещении на сайте УММ по дисциплинам 1 семестра 2014-2015 уч.г.

2.    О плане работы на 2014-2015 уч.г.

3.    Рецензирование учебного плана и рабочих программ профиля магистратуры «Профессиональная речевая деятельность в массовых коммуникациях» по направлению «Журналистика» (кафедра речевой коммуникации). Рецензент – А. Н. Тепляшина.

4.    Разное.

ОБСУЖДЕНИЕ

1.    О результатах подготовки плана проведения открытых лекций и размещении на сайте УММ по дисциплинам 1 семестра 2014-2015 уч.г.

На сайте оформлена страница учебно-методической комиссии на новый учебный год (http://jf.spbu.ru/about/1883.html).

План открытых лекций на 1 семестр 2014-2015 учебного года размещен здесь (http://jf.spbu.ru/about/1883/4997.html и http://jf.spbu.ru/about/1883/4629.html).

Проект «Открытые лекции» реализуется в Институте с 2011 года.

Каждая кафедра проводит в семестре одну открытую лекцию. Заявки, поступающие от кафедр, предварительно обсуждаются на заседании учебно-методической комиссии. Сведения, указываемые в заявке: ФИО, Тема открытой лекции, Дисциплина, образовательная программы, уровень подготовки (магистратура / бакалавриат / аспирантура), форма обучения (очная, очно-заочная), курс, предполагаемая дата, аудитория.

Общие наблюдения по результатам анализа поданных заявок:

1. Все 11 кафедр Института подали заявки. Последними подали сведения 2 кафедры – ММК и МИТ.

2. Заявленные лекции соответствуют направлениям и профилям подготовки по кафедрам, в совокупности разносторонне характеризуют работу Института и тематически, и кадрово (7 кандидатов, из них 4 доцента, и 4 доктора наук).

3. Сводный график позволяет говорить об удобном графике проведения открытых лекций – только в одном случае (14 октября) время проводимых лекций отчасти совпадает (Н. А. Павлушкина и П. Ю. Гурушкин).

Почти половина лекций проводится в позднее дневное или вечернее время, что делает удобным посещение этих занятий коллегами.

4. Никакого решения о посещении открытых лекций преподавателей Института члены учебно-методической комиссии не принимали (обсуждения были, предлагали составить график).

Мы должны всячески инициировать присутствие кафедральных коллег на ОЛ с дальнейшим (закрытым) внутрикафедральным обсуждением (И. Н. Блохин может рассказать об опыте своей кафедры), рассказывать об ОЛ своим студентам и приглашать их на эти занятия.

5. Как всегда в конце семестра будет проведено обсуждение ОЛ, поэтому надо копить впечатления и предложения.

6. За своевременную подготовку объявления для размещения на сайте и информационных стендах (не позднее чем за неделю до лекции) отвечает представитель кафедры в комиссии. Изменения процедуры информационного сопровождения ОЛ связаны с увеличением объема работы у секретарей.

6. Студенческий совет подключится к обсуждению открытых лекций: впечатления, пожелания, чего не хватает, чтобы студенты проявляли больший интерес к этому проекту, как привлечь членов студсовета к ОЛ (после проведения всех ОЛ в итоговом обсуждении принимают участие аспиранты – у них это входит в программу дисциплины, надо приглашать и студсовет).

Открытые лекции как имиджевый проект очень важен для Института: 1) на второй день после лекции И. И. Скрипюка число просмотров объявления на сайте было 179, наблюдения показывают, что и потом цифра будет увеличиваться, хотя информация уйдет в архив; 2) открытые лекции – наиболее компромиссная форма контроля качества преподавания; 3) не менее важен и обучающий потенциал таких лекций – недаром мы говорим о возможности рассматривать ОЛ как форму повышения квалификации, но в таком случае пассивного присутствия на одной лекции недостаточно – методическим полигоном должно стать обсуждение увиденного методического опыта. Вот что теперь должно стать практикой, новым этапом развития данного проекта.

Постановили: принять информацию к сведению.

О подготовке и размещении УММ.

Регламент УММ утвержден Ученым советом (http://jf.spbu.ru/about/4361/4382-8472.html) и размещен на сайте (http://jf.spbu.ru/about/1883/895.html).

Предварительный анализ подготовки УММ размещен здесь (http://jf.spbu.ru/about/1883/4997.html и http://jf.spbu.ru/about/1883/4629.html).

Всего подготовлено и отправлено для размещения на сайте 247 документов (аспирантура – 7, магистратура – 78, очная форма обучения – 95, очно-заочная форма обучения – 60, заочная – 7). В семестре должно быть подготовлено 256 УММ.

Нет 8 УММ по кафедре МИТ (П. Ч. Хан – 6, В. Д. Бертельс – 2) и 2 по кафедре СОвПиГУ (И. Е. Минтусов).

Высокое качество подготовки УММ показали кафедры ИЖ, Р, ПП, РК.

Своевременная и качественная подготовка УММ по-прежнему остается одним из наиважнейших направлений работы комиссии, особенно в условиях нового шаблона рабочей программы учебной дисциплины.

Сведения подаются не вовремя, в плохом качестве, приходится перепроверять и исправлять.

Постановили: принять предварительный отчет по подготовке УММ к сведению. Подготовить служебную записку для директора Института А. С. Пую с информацией о проделанной работе и рекомендуемых административных мерах.

2.    О плане работы комиссии в 2014-2015 уч.г.

Проект плана работы учебно-методической комиссии подготовлен. После рассмотрения и утверждения на Ученом совете Института документ будет размещен здесь (http://jf.spbu.ru/about/1883/4997.html и http://jf.spbu.ru/about/1883/4629.html).

Из предложений членов комиссии:

1) включить в план работы подготовку локального нормативного акта, регулирующего формальные и содержательные требования к курсовым работам, а также регламентирующего процедуру их регистрации, проверки и хранения (А. Ю. Быков);

2) вернуться к обсуждению вопроса о подготовке программ практик в магистратуре (А. Ю. Быков).

Предложения по курсовым работам:

1. Просить учебный отдел разработать нормативный акт о процедуре сдачи, архивирования и хранения курсовых работ.

2. Обсудить на кафедрах и проинформировать учебно-методическую комиссию о позиции каждой кафедры по разработке локального нормативного акта «Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ» (общая идея – кафедральные модули в общем документе или отдельно кафедральные документы по направлениям подготовки).

Предложения по программам практик в магистратуре:

1.    Общие для всех профилей части – Раздел 1. Характеристики учебных занятий, Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий (пункт 2.1.1), Раздел 3.2. Кадровое обеспечение, Раздел 3.3. Материально-техническое обеспечение.

2.    Содержание, специализированное по профилям: Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий (пункт 2.2), Раздел 3.1. Методическое обеспечение, Раздел 3.4. Информационное обеспечение

3.    Вопрос для обсуждения – список литературы.

В разделе 4 разработчики программы будут указаны по частям (как в коллективных учебниках и монографиях).

Постановили: рекомендовать Ученому совету Института утвердить план работы учебно-методической комиссии.

3.    Рецензирование учебного плана и рабочих программ профиля магистратуры «Профессиональная речевая деятельность в массовых коммуникациях» по направлению «Журналистика» (кафедра речевой коммуникации). Рецензент – А. Н. Тепляшина.

Программа подготовки магистров
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В МАССМЕДИА» (направление 030600 - журналистика)
АННОТАЦИЯ

Содержание программы «Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа» отвечает повышенной потребности современных массмедиа в специалистах, обладающих устойчивыми коммуникативными навыками.

Открытие предлагаемой программы обусловлено необходимостью в высокой речевой квалификации работников СМИ, пресс-служб, рекламных агентств и прогнозируемым высоким спросом на подготовку по данному профилю.

Цель программы – профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов по речевой коммуникации, владеющих всеми необходимыми для современных медиа знаниями, навыками и умениями текстопорождения, и что особенно важно – новейшими методиками редактирования разножанровых медиатекстов – литературных редакторов, спичрайтеров, рерайтеров, копирайтеров.

Программа ориентирована на абитуриентов, имеющих высшее образование по различным социально-гуманитарным и творческим специальностям – в области журналистики, филологии, лингвистики и межкультурной коммуникации, искусствоведения, психологии, философии и т.п.

Основные курсы специализации: Речеведение в лингвистике: важнейшие методологические подходы; Профессиональная речевая деятельность в журналистике; Лингвистическая экспертиза медиатекстов; Литературное редактирование; Копирайтинг; Деловой и политический спичрайтинг.

Курсы специализации по выбору: Риторика; Аргументация в массовых коммуникациях; Смеховая речевая культура в массовых коммуникациях; Речевая практика в арт-журналистике; Речевая практика в спортивной журналистике.

Предполагается, что в ходе освоения программы магистранты приобретут знания о творческой речевой деятельности в СМИ, навыки создания журналистских, рекламных и пиар-текстов разных жанров не только в письменной, но и в устной форме, умения литературного редактирования этих текстов, диагностирования речевых правонарушений, а также освоят методики подготовки и построения публичных выступлений в соответствии с профессиональными задачами.

Разработчики программы – кафедра речевой коммуникации, а также преподаватели с кафедр связей с общественностью, теории журналистики и массовых коммуникаций, периодической печати.

Руководитель программы – Л. Р. Дускаева.

Список дисциплин учебного плана и разработчики программ дисциплин

1.    Речеведение в лингвистике: важнейшие методологические подходы (Л. Р. Дускаева).

2.    Профессиональная речевая деятельность в журналистике: типологический подход (В. И. Коньков).

3.    Профессиональная речевая деятельность в прикладных коммуникациях: типологический подход (А. А. Горячев).

4.    Творческая студия. Авторское Я и жанры журналистики (Д. Е. Новокшонов).

5.    Лингвистическая экспертиза медиатекстов (В. В. Васильева).

6.    Психология общения (Г. С. Мельник).

7.    Литературное редактирование (В. В. Васильева).

8.    Медиастилистика русского языка (Л. Р. Дускаева).

9.    Медиастилистика русского языка. Курсовая работа (Л. Р. Дускаева).

10.    Политический и деловой спичрайтинг (Н. С. Цветова).

11.    Политический и деловой спичрайтинг. Курсовая работа (Н. С. Цветова).

12.    Копирайтинг (Л. В. Балахонская).

13.    Аргументация в тексте массовой коммуникации (Т. И. Краснова).

14.    Межкультурные коммуникации (З. Ф. Хубецова).

15.    Риторика (Е. А. Щеглова).

16.    Речевые жанры PR-коммуникации (Ю. М. Коняева).

17.    Фатическая речь в массмедиа (Н. А. Корнилова).

18.    Воздействующие стратегии рекламной речи (А. А. Горячев).

19.    Дискурс медиатрэвелога (Т. Ю. Редькина).

20.    Речевая практика в арт-журналистике (Н. С. Цветова).

21.    Арт-PR и реклама в современном медиапространстве (Н. С. Цветова).

22.    Рерайтинг в журналистике (В. И. Коньков).

23.    Речевая практика в спортивной журналистике (А. А. Малышев).

24.    Смеховая речевая культура в массовых коммуникациях (В. В. Васильева).

25.    Научно-исследовательская работа в семестре (Л. Р. Дускаева).

РЕЦЕНЗИЯ
на учебный план и рабочие учебные программы дисциплин по профилю «Профессиональная речевая деятельность в сфере массовых коммуникаций» академически-ориентированной модели магистратуры «Журналистика»

На рецензирование представлен пакет документов: аннотация, учебный план и рабочие учебные программы дисциплин по профилю «Профессиональная речевая деятельность в сфере массовых коммуникаций» академически-ориентированной модели магистратуры «Журналистика».

В целом структура разработанного учебного плана и содержание учебных программ дисциплин отвечают требованиям, предъявляемым документам подобного формата. В то же время есть ряд замечаний, касающихся структуры учебного плана, корреляции учебного плана и РУПД, содержания РУПД, включения в список обязательной литературы изданий, вышедших ранее 2009 г., оформления, в т.ч. опечаток.

1. Структура учебного плана

в разделе ДНМ-1 И ДНМ-2 представлены 6 дисциплин только по кафедре речевой коммуникации;

по дисциплине «Творческие студии» запланированы семинарские занятия вместо практических и экзамен, однако по дисциплине, где нет лекций, промежуточная аттестация проводится в форме зачета.

2. Несоответствия между учебным планом и РУПД

расхождение часов самостоятельной работы в учебном плане и рабочей программе учебной дисциплины: по дисциплине «Межкультурная коммуникация» в учебном плане самостоятельная работа 32 часа, а в рабочей программе – 42; по дисциплине «Профессиональная речевая деятельность в журналистике: типологический подход» - самостоятельная работа 20 и 28 соответственно; по дисциплине «Профессиональная речевая деятельность в прикладных коммуникациях: типологический подход» - самостоятельная работа 20 и 26 соответственно;

отождествляются 3 и 11 семестры обучения («Речевые жанры в PR-коммуникации»);

не различаются семинарские и практические занятия («Психология общения»);

значительные расхождения структуры и содержания дисциплин: в учебном плане по дисциплине «Творческие студии» указано 18 часов семинарских занятий, а в программе – 12 лекций, 20 практических и запланирована курсовая работа (3.1.4);

не совпадают названия дисциплин («Литературное редактирование» и «Литературное редактирование журналистского текста»);

3. Замечания по содержанию РУПД

Копирайтинг - п. 2.1.1. (таблица не заполнена).

Фатическая речь в СМИ — один раз на титульном листе как в учебном плане — «Фатическая речь в массмедиа», во всех остальных случаях название «Фатическая речь в СМИ»).

Речевые жанры PR-коммуникации - п.1.3. (нужна стилистическая правка).

Психология общения — п. 3.1.4. (не заполнен).

Творческая студия — п. 2.1.1. (таблица не заполнена).

По дисциплинам «Речеведение в лингвистике: важнейшие методологические подходы» и «Воздействующие стратегии рекламной речи» в РУПД говорится и о зачете, и об экзамене в одном и том же семестре.

Рерайтинг в журналистике — раздел 1 дублирует содержание РУПД «Профессионально-речевая деятельность в журналистике: типологический подход»; по дисциплине предусмотрен экзамен — в РУПД критерии зачета.

Чтобы исключить повторяемость в изложении, разработчикам целесообразно проанализировать три РУПД: «Речевые жанры PR-коммуникации», «Профессиональная речевая деятельность в прикладных коммуникациях: типологический подход», «Воздействующие стратегии рекламной речи».

4. Список обязательной литературы не отвечает требованиям в РУПД следующих дисциплин: «Курсовая работа по медиастилистике русского языка», «Речевые жанры PR-коммуникации», «Профессиональная речевая деятельность в журналистике: типологический подход», «Научно-исследовательская работа в семестре», «Профессиональная речевая деятельность в прикладных коммуникациях: типологический подход», «Аргументация в текстах массовой коммуникации», «Воздействующие стратегии рекламной речи», «Рерайтинг в журналистике».

5. Опечатки в РУПД по дисциплинам: «Смеховая речевая культура в массовых коммуникациях», «Профессиональная речевая деятельность в журналистике: типологический подход».

Примечание: В пакет включена РУПД «Коммуникативно-речевая культура журналиста», которой нет в учебном плане.

При устранении указанных недочетов в учебном плане и РУПД профиль «Профессиональная речевая деятельность в сфере массовых коммуникаций» академически-ориентированной модели магистратуры «Журналистика» может быть рекомендован для реализации.

Тепляшина А. Н., профессор кафедры периодической печати

Постановили: согласиться с мнением рецензента. При первичном обсуждении учебно-методической документации по новым профилям магистратуры включать в предварительную информационную рассылку все представленные выше материалы.

4.    Разное.

1.    О программах по дисциплинам этого учебного года.

Программы дисциплин сначала проходят рецензирование по кафедрам.

Процедуру дальнейшего рецензирования необходимо обсудить специально: при нынешней организации экспертизы программы поступают в комиссию дважды; можно сохранить этот порядок, можно что-то изменить.

Постановили: вернуться к обсуждению вопроса о порядке рецензирования и экспертирования программ учебных дисциплин.

Л. Г. Фещенко, предс. учебно-методической комиссии. Отчет размещен на сайте 27.10.2014.. | 24 октября 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль