Отчет о заседании учебно-методической комиссии Института. 21 октября 2014 года

Отчет о заседании учебно-методической комиссии Института. 21 октября 2014 года

На заседании присутствовали: С. Н. Большаков (руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», магистратура), Л. П. Громова (руководитель образовательной программы «Журналистика»), Ю. Б. Балашова (ИЖ), И. Н. Блохин (ТЖиМК), А. Ю. Быков (МЖ), А. Ю. Дорский (СОвПиГУ), И. И. Скрипюк (Р), А. Н. Тепляшина (ПП), Л. Г. Фещенко (председатель комиссии), Н. С. Цветова (РК), Д. П. Шишкин (СОвБ), А. В. Якунин (МИТ), К. И. Щербатых (секретарь).

Приглашенные коллеги: Г. А. Земляная (учебно-методический отдел), М. И. Маевская (Цент повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

Отсутствовали: В. А. Ачкасова (руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», бакалавриат), Ю. В. Клюев (ТРЖ), Т. С. Кокорина (представитель студенческого совета).

Ведется аудиозапись заседания.

Повестка дня

1.    Анализ УММ и рекомендации по доработке регламента.

2.    Методические рекомендации по подготовке аннотации магистерской диссертации, аннотации выпускной квалификационной работы бакалавра и специалиста, отзывов научного руководителя и рецензента, вступительного слова автора ВКР.

3.    О перечне тем НИР, предлагаемых аспирантам.

4.    Рецензирование учебного пособия А. В. Якунина «Веб-юзабилити и эргономика Интернет-СМИ».

5.    Об учебных планах ДОП.

6.    Разное.

ОБСУЖДЕНИЕ

1.    Анализ УММ и рекомендации по доработке регламента по УММ.

И. И. Скрипюк и А. В. Якунин сделали анализ учебно-методических материалов по дисциплинам первого семестра текущего учебного года.

И. И. Скрипюком всего было проанализировано 88 УММ. Так как по 21 дисциплине информация отсутствует, содержательный качественно-количественный анализ охватил 67 документов.

Отсутствуют замечания по 15 УММ (это 22,4% от общего числа проанализированных УММ), 52 размещенных на сайте документа (77,6%) выполнены с нарушением требований, предусмотренных регламентом.

Основные замечания касаются разделов «Список обязательной литературы» и «Список дополнительной литературы», прежде всего в части многообразия вариантов названия этих разделов и точности библиографического описания. Дополнительного внимания заслуживает раздел «Текущий контроль» и «Темы курсовых работ».

А. В. Якунин проанализировал 57 УММ. Это исследование тоже подтверждает, что наиболее сложное положение – со списками основной литературы. Только 4 УММ располагают списками источников, изданных после 2009. В остальных случаях средний процент несоответствия данному критерию составляет около 50%.

Все УММ содержат информацию о критериях оценки на промежуточной аттестации и текущем контроле. Но при этом формы текущего контроля (и внутри семестра, и между курсами) используются по-прежнему неохотно, в том числе на младших курсах. В тех единичных случаях, когда они все-таки есть, они не отличаются разнообразием форм по сравнению с аттестацией промежуточной: как правило, в качестве промежуточной аттестации используется экзамен, а вот в текущей часто попадаются творческие работы – эссе, сочинение, написание журналистской публикации, съемка репортажа.

В подавляющем большинстве УММ не представлен единый регламент контрольных и курсовых работ, объединяющий список тем, критерии оценки, требования к защите и оформлению. Как правило, присутствуют темы, не везде – критерии, а вот требования к оформлению практически не встречаются.

Постановили: учебно-методическая комиссия поблагодарила коллег за огромную работу.

Комиссия рекомендовала обсудить результаты исследования на заседаниях кафедр.

Выявленные системные ошибки требуют доработки регламента подготовки УММ, для чего создана рабочая группа в составе И. И. Скрипюка, А. В. Якунина и Л. Г. Фещенко. Документ должен быть подготовлен в течение 2 месяцев и представлен на обсуждение комиссии в январе 2015 года.

2.    Методические рекомендации по подготовке защит ВКР.

Методические рекомендации по подготовке аннотации магистерской диссертации, аннотации выпускной квалификационной работы бакалавра и специалиста, отзывов научного руководителя и рецензента, вступительного слова автора ВКР подготовлены с учетом результатов проведенного в мае-июне 2014 года исследования – ревизии профессиональных компетенций, проверяемых на защите ВКР.

В обсуждении нового проекта документа наиболее активное участие приняли А. Ю. Дорский, А. Ю. Быков, И. Н. Блохин, Н. С. Цветова. Учебно-методическая комиссия проанализировала несколько промежуточных редакций «Методических рекомендаций».

Постановили: Передать проект документа на рассмотрение Ученого совета (http://jf.spbu.ru/about/1883/4997.html и jf.spbu.ru/about/1883/4629.html

3.    О перечне тем НИР, предлагаемых аспирантам.

В соответствии с распоряжением проректора по учебной работе Е. Г. Бабелюк учебно-методическая комиссия совместно с научной комиссией должны были разработать перечень тем НИР, предлагаемых аспирантам, планируемым к поступлению в СПбГУ для освоения основных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2015 году.

Кафедры, формулируя свои предложения, учитывали кадровую обеспеченность специалистами того или иного профиля, также кафедрами могли быть приняты во внимание интересы докторов наук, заинтересованных в руководстве аспирантами для получения звания.

По результатам проведенной работы учебно-методическая комиссия подготовила список тем и направлений для НИР, рекомендуемых аспирантам.

Содержательный анализ тем находится в компетенции научной комиссии.

Постановили: передать список представленных кафедрами тем и направлений НИР для аспирантов 2015 года (http://jf.spbu.ru/about/1883/4997.html) в научную комиссию.

4.    Рецензирование учебного пособия А. В. Якунина «Веб-юзабилити и эргономика интернет-СМИ».

Работа подготовлена на кафедре медиадизайна и информационных технологий Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».

При обсуждении на кафедре рецензентами были Ю. В. Курышева и С. С. Бодрунова.

Рецензентом при обсуждении пособия на учебно-методической комиссии стала Л. Г. Фещенко.

РЕЦЕНЗИЯ
на учебно-методическое пособие А.В. Якунина «Веб-юзабилити и эргономика Интернет-СМИ»

Предлагаемое учебно-методическое пособие по курсу «Веб-юзабилити и эргономика Интернет-СМИ» является частью учебно-методического обеспечения курса «Теория и практика визуальной журналистики», изучаемого в бакалавриате по направлению «Журналистика», и курса «Веб-дизайн и оформление электронных СМИ» магистратуры по профилю «Медиадизайн».

Структура рецензируемой работы ориентирована преимущественно на решение конкретной методической задачи: предоставить в распоряжение студента и преподавателя теоретический материал по теме дисциплины, способный дополнить лекционный курс. В соответствии с поставленной задачей подробные планы практических занятий в пособии отсутствуют, и пособие содержит две теоретических главы с вопросами для самопроверки, а также с методическими указаниями по их изучению и применению в учебном процессе.

Первая глава «Иконическое восприятие в контексте задач эргономического проектирования: закономерности и подходы» посвящена анализу когнитивных и коммуникативных факторов, благодаря которым становится возможным эргономическое проектирование современных Интернет-СМИ. Автор пособия подробно рассматривает ключевые особенности визуальной перцепции, служащие базой для проектных решений (§ 1. «Свойства визуального восприятия как основа эргономических решений в дизайне сетевого издания»). В параграфе втором («Принципы организации иконического восприятия в юзабилити-проектировании») автор подробно рассматривает принципы использования базовых свойств человеческой перцепции, применяемые в современной практике юзабилити-проектирования: перцептивную разметку страницы, связанную с гетерогенностью «силовых линий взгляда» и «полей внимания» в плоскости листа; методы маркирования визуальной иерархии в представлении контента на старнице; закономерности и эффекты восприятия, связанные с взаиморасположением элементов композиции; методы управления динамикой внимания и взгляда с помощью графики; вопросы, связанные с ролью баланса и ритма композиции в эффектах восприятия.

Следует отметить, что в данной главе автор преимущественно опирается на подходы из когнитивной и гештальт-психологии, отводя подходам и концепциям собственно графического дизайна роль второстепенных в вопросах эргономики.

В главе второй «Эргономика цвета в дизайне сетевого издания» автор рассматривает принципы эргономического проектирования уже в тесной связи с композиционно-графической моделью Интернет-СМИ, а конкретно – применительно к цветовой композиции. Подробно рассмотрены психологические эффекты восприятия цветов и форм (хромосенситивность, стереохроматизм, иррадиация), которые автор считает ключевыми именно для дизайн-проектирования. В этой же главе рассматриваются методы построения контрастных сочетаний в веб-эргономике – в их отличии от методов, традиционно используемых в графическом дизайне. Особое внимание (отдельный параграф) уделяется разбору видов цветового контраста (с точки зрения высокой / низкой интенсивности) и контраста светотени.

Отдельный параграф посвящен функциям цветового контраста как фактора управления вниманием пользователя на странице, классификация которых предложена самим автором пособия.

Анализ основных принципов построения цветовой композиции сопровождается обширным иллюстративным материалом по композиционно-графической организации некоторых популярных цифровых изданий. В ходе анализа автор пособия обращается к некоторым нюансам их визуальной организации для комментария, но специального углубленного анализа конкретных веб-изданий не проводится.

Характеризуя теоретические главы пособия, можно отметить, что автору в целом удалось соблюсти основные требования, предъявляемые к учебно-методическим работам для данного направления. Изложение материала и аргументация теоретических положений организованы в соответствии с принципами последовательности, логичности суждений и наглядно подтверждены примерами реально функционирующих в сети Интернет проектов.

Автор использует достаточно широкую и актуальную учебно-методическую и теоретическую базу, представленную в списке литературы: в нем присутствуют как литература по фундаментальным проблемам медиадизайна, так и по специфическим вопросам, связанным с юзабилити интернет-СМИ.

Система изложения материала в пособии вполне отвечает требованиям доступности для учащихся и совместима с существующей системой организации лекционных занятий в аудитории.

Завершая рецензирование предложенной работы, хотелось бы высказать ее автору и некоторые замечания. Во-первых, не все возможности эргономики интернет-СМИ были им рассмотрены. Автор сосредоточил внимание преимущественно на возможностях иконического восприятия формы и цветовой композиции, однако не меньший интерес представляют существующие подходы к веб-типографике. Восприятие текстового контента играет ключевую роль в большинстве аналитических и новостных интернет-СМИ, и анализ эргономических шрифтовых решений (в их сопоставлении с современными тенденциями графического дизайна) мог бы органично дополнить теоретический материал данного пособия.

Во-вторых, несколько неточной представляется формулировка заглавия пособия, в котором четко заявлено сопоставление: «веб-юзабилити и эргономика», и мы вправе ожидать отражения данного сопоставления в структуре работы. Однако в пособии оба данных понятия рассматриваются как взаимозаменяемые. Если это действительно синонимы, следует специально оговорить противопоставление во введении, иначе такая постановка вопроса способна несколько дезориентировать студента. Рекомендуем автору учесть приведенные замечания в своей дальнейшей методической работе.

В качестве пожелания можно также указать на необходимость расширять словарь (глоссарий) учебного пособия; однако это задача выходит за рамки пособия одного автора, ее требуется решать на уровне всей кафедры.

Завершая аналитический обзор представленного к изданию учебное пособия, можно утверждать, что в своих теоретических и методических аспектах оно соответствует существующим требованиям к учебной литературе по направлению «Журналистика» и может быть рекомендовано для издания.

Рецензия составлена кандидатом наук,
доцентом кафедры медиадизайна и информационных технологий
Бодруновой С.С.

РЕЦЕНЗИЯ
на учебно-методическое пособие А.В. Якунина «Веб-юзабилити и эргономика Интернет-СМИ»

Учебно-методическое пособие «Веб-юзабилити и эргономика Интернет-СМИ» представляет собой актуальный теоретический материал по вопросам дизайна средств массовой информации в сети Интернет. Современный технический контекст требует пересмотра общих теоретически обоснованных принципов дизайна традиционных СМИ применительно к конвергентным медиа, существующим по законам мультимедийности, интерактивности и гипертекстуальности. Помимо этих факторов и будущему и состоявшемуся профессионалу необходимо учитывать не только законы восприятия тех или иных разновидностей контента на экране электронного устройства, но и учитывать перцептивные особенности современной аудитории.

Пособие предлагает возможные ответы на злободневные вопросы, с которыми сталкиваются профессионалы, преподаватели и студенты: каковы законы дизайна электронного издания, как сделать интернет-СМИ удобным для пользователя, можно ли с помощью композиционных приемов и при соблюдении конкретных принципов визуализации материала повысить эффективность восприятия контента средств массовой информации в Интернете.

Учебно-методическое пособие действительно своевременно и значимо, так как преподавание профессиональных дисциплин в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры остро нуждается в теоретической базе по данной проблематике, также нехватка подобного пособия остро ощущается в преподавании специализированных дисциплин для лиц, имеющих высшее образование, в рамках дополнительной образовательной программы «Конвергентная журналистика».

Структурно учебно-методическое пособие последовательно, логично, и вполне отвечает поставленной автором задаче по систематизации теоретического материала, являющегося ответом на актуальные вопросы дизайна в сфере интернет-СМИ.

Методический компонент в работе направлен на обеспечение студентов и преподавателей теоретическим материалом в рамках профессиональных дисциплин и дополняющим лекционный курс. Пособие содержит три главы, вопросы для самопроверки усвоения материала, методические рекомендации по применению предложенного материала в образовательном процессе. Последовательно автор раскрывает в каждой главе наиболее значимые аспекты поднятого вопроса.

Закономерности иконического восприятия и способы его оптимизации рассматриваются в первой главе «Иконическое восприятие в контексте задач эргономического проектирования: закономерности и подходы». Здесь, в первом параграфе, автор обосновывает функциональный подход к актуальной парадигме медиадизайна, апеллируя к тому, что современное общество воспринимает информацию не пассивно, а активными методами. Этот факт, несомненно, меняет законы и принципы организации информационных компонентов в пределах страницы (экрана) Интернет-СМИ. Второй параграф излагает теоретические основы визуального восприятия сетевого издания. Именно они положены в основу третьего параграфа, в котором автор предлагает методы использования принципов восприятия человеком информации в рамках страницы в современной практике композиционного построения полосы электронного СМИ с интерактивным контентом.

Во второй главе композиция полосы СМИ рассматривается как инструмент, с помощью которого можно управлять восприятием информации на странице веб-издания. Оба параграфа второй главы наглядно и последовательно демонстрируют, каким образом сочетание тех или иных элементов контента оказывает влияние на особенности восприятия содержания СМИ. Вторая глава состоит, в отличие от первой и третьей, из двух параграфов.

В третьей главе «Эргономика цвета в дизайне сетевого издания» автор переходит к проблеме выбора цвета при проектировании интернет-СМИ, раскрывая принципы восприятия цветовых сочетаний и их значимость для эргономики веб-страницы. В первом параграфе представлены теоретические основы восприятия цветовой композиции, основывающиеся на том, что значимость цвета для восприятия информации, для придания особой значимости тому или иному информационному элементу страницы в теоретических подходах признана неоспоримой. Одним из интересных выводов в этом разделе является следующий: «...принципы выбора цветов для оформления медиапроекта в графическом дизайне и юзабилити несколько различаются – главным образом в практическом статусе различных композиционных решений..» (стр. 57).

Отмечая, что именно цветовой контраст является приоритетным при создании интерактивно ориентированной веб-страницы, во втором параграфе автор предлагает особенности использования контрастных цветовых сочетаний, позволяющих наиболее эффективно воспринимать информацию на странице интернет-СМИ. Хорошо структурированные группы методов подробно излагаются текстуально и подтверждаются богатым иллюстративным материалом.

В третьем параграфе раскрываются функции цветового контраста в контексте управления вниманием пользователя. Автор называет четыре основные функции – акцидентальная, аффордативная, селективная, аффективная – также подтверждая свои слова иллюстративным материалом.

Отдельным элементом работы являются методические рекомендации по организации занятий и глоссарий, который знакомит читателя с наиболее распространенными терминами, связанными с проблематикой.

При подготовке учебно-методического пособия автор опирался на обширную базу теоретических источников по проблеме и на современные исследования, связанные с современными технологическими особенностями интернет-СМИ.

Теоретический материал снабжен подробными иллюстрациями, что упрощает усвоение материала. Материал изложен логично и последовательно, построение содержания тесно связано с ходом лекционных занятий, контрольные вопросы соответствуют содержанию параграфов, по которым они сформулированы.

Нельзя не отметить недостатки, на которые автору следует обратить внимание. Методические рекомендации хотелось бы видеть в пособии более подробными. Автор предлагает нам последовательность изучаемых тем и два подхода к практическим занятиям, первый из которых основан на анализе дизайна существующих проектов интернет-СМИ с учетом предложенного теоретического материала, второй – на активизации креативного мышления, он ориентирован на создание собственных проектов. В задачу учебно-методического пособия не входило предложить планы практических занятий и конкретные задания, тем не менее этот материал сделал бы пособие ценнее с методической точки зрения.

Также в глаза бросается неоднородный размер параграфов: так, в третьей главе первый параграф составляет 5 страниц, второй – 13 страниц, а третий параграф – 4 страницы без учета методических рекомендаций по усвоению и преподавания материала.

В заключение следует сказать, что представленное к публикации учебно-методическое пособие обладает теоретической и практической значимостью, вносит существенный вклад в методику преподавания специальных дисциплин кафедры медиадизайна и информационных технологий, соответствует требованиям, предъявляемым к литературе, сопровождающей процесс обучения в высшей школе, и может быть рекомендовано к изданию.

Рецензия составлена кандидатом политических наук,
доцентом кафедры международной журналистики,
руководителем дополнительной образовательной программы «Конвергентная журналистика» Курышевой Ю.В.

В своей рецензии Л. Г. Фещенко в качестве замечаний и рекомендаций в дополнение к сказанному при обсуждении пособия на кафедре отмечает следующее:

1.    Автору стоит обратить внимание на оглавление, а именно на тиражирование конструкций с оператором КАК в структуре совокупного заголовочного текста.

2.    Рецензенту не представляется достаточным предложенный в пособии характер проверки усвоения материала (только Контрольные вопросы, нет заданий на аудит интернет-СМИ или иные, практически ориентированные формы проверки качества усвоения теоретического материала).

3.    Необходимо систематизировать принцип сопровождения рисунков содержательными подписями-комментарием.

4.    Автору надо еще раз проанализировать систему шрифтовых выделений, призванных делать логическую структуру текста более наглядной. Наличие подпараграфов в третьем параграфе второй главы и втором параграфе третьей главы тоже вызывает вопросы.

5.    Главное замечание: в представленном на рецензирование пособии нет важного и необходимого раздела – Заключение (выводы).

6.    Также необходимо проверить спорные написания (Интернет и интернет- в сложных словах; обучающиеся или студенты и магистранты – что позволило бы расширить аудиторию в соответствии с содержанием прикнижной аннотации), отредактировать словарь (Термины и понятия – с прописной, в Ай-стоппер – примеры).

Постановили: с учетом высказанных в рецензиях С. С. Бодруновой, Ю. В. Курышевой, Л. Г. Фещенко замечаний и рекомендаций пособие может быть представлено в редакционно-издательский отдел для публикации.

5.    Рассмотрение учебных планов ДОП.

Порядок проведения экспертизы учебно-методической документации определен приказом первого проректора по учебной и научной работе от 05.07.2013 № 2471/1.

На этом этапе учебно-методическая комиссия должна проанализировать учебные планы на предмет соответствия содержания образовательной программы и применяемых педагогических технологий целям подготовки по образовательной программе.

На рассмотрение поступили учебные планы следующих ДОП: «Спичрайтинг и эффективные коммуникации в бизнесе и политике», «Подготовка и проведение бизнес-презентации», «Инновационная деятельность в контексте современных средств массовой коммуникации», «Современные инструменты научных исследований», «Связи с общественностью в органах государственной власти и местного самоуправления» и новая редакция учебного плана по основной образовательной программе высшего образования (бакалавриат) «Реклама и связи с общественностью».

Г. А. Земляная рассказала о характере и последовательности подготовки учебно-методической документации.

М. И. Маевская ответила на вопросы членов комиссии об ожидаемой востребованности этих ДОП, адресной аудитории и формах финансирования, о степени подготовки учебно-методической документации. Несколько дополнительных образовательных программ (по бизнес-презентации, современным инструментам научных исследований) уже апробированы в Институте на малых формах – для преподавателей.

Постановили:

Считать соответствующими содержание образовательных программ и применяемых педагогических технологий целям подготовки по образовательным программам, проходящим экспертизу.

По результатам проведенной открытой лекции на тему «Медиаобразование в контексте культурной антропологии» комиссия порекомендовала И. Н. Блохину разработать программу ДОП на материале его дисциплины «Журналистика как социокультурный феномен», предложив эту форму повышения квалификации для коллег, принимающих участие в ежегодной научной конференции «СМИ в современном мире: Петербургские чтения».

На основе материала этой дисциплины также может быть подготовлен методический семинар для участников Северо-Западного УМО по журналистике.

6.    Разное.

Учебно-методическая комиссия обсудила вопрос подготовки заявок на спецдисциплины и поддержала предложение о необходимости обеспечить максимально широкое участие членов коллектива в реализации этого важного для Института проекта.

Л. Г. Фещенко, предс. учебно-методической комиссии. Отчет размещен на сайте 26.10.2014 | 26 октября 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль